Виктор Авдиенко: «На Олимпиаду едут двое, но потенциал на следующую – больше»

Виктор Авдиенко: «На Олимпиаду едут двое, но потенциал на следующую – больше»
Первый вице-президент Всероссийской федерации плавания оценил выступления волгоградцев на чемпионате России, который стал отбором на Олимпийские игры в Лондоне.

– Для начала я хотел бы рассказать о том, что прошедший чемпионат России в Москве был необычайным по накалу. Для многих стало неожиданностью, что пловцы 1991, 1992 годов рождения показывали очень приличные результаты. Но мы помним, что и Садовый, и Попов, и Панкратов тоже начинали демонстрировать хорошие результаты в этом возрасте. Это нормальное явление, просто на таких молодых ребят надо вовремя обращать внимание. Но главное, чемпионат прошел в очень приличной борьбе.
Плохо, что центральная пресса разделена на какие-то лагеря. Некоторые издания до сих пор пытаются сравнивать нынешнее время и положение дел с временами Советского Союза. Они никак не поймут, что, во-первых, то время ушло давно и безвозвратно, и то, что Россию и СССР сравнивать вообще нельзя. Это отдельная тема. Но главное, надо видеть работу тренеров, спортсменов и сравнивать не те времена, а нынешнюю работу.
Прошли последние чемпионаты мира, после которых стало ясно, что в эстафете 4 по 100, например, наша сборная не конкурент лидерам. Но когда у нас сейчас прошел чемпионат России, то результаты 48,2 и 48,5 и ставят команду на высокий рейтинг, где мы чуть-чуть проигрываем австралийцам. И теперь ситуация такая, что ряд российских спортсменов реально претендуют на медали Олимпиады, причем самого высшего достоинства.
Быстрее Фелпса
– Какие впечатления от выступления волгоградцев?
– Конечно, мне приятно, что наши ребята заставили говорить о себе многих и многих. Если еще год назад от Волгограда было затишье, то теперь у нас в копилке по несколько наград разного достоинства. И, кроме того, по всем показателям выяснилось, что наша школа по-прежнему одна из самых значимых в стране. После Олимпиады в Лондоне сойдет большая группа спортсменов и их места в большинстве смогут занять волгоградцы. Думаю, через год национальная команда будет процентов на 35-40 состоять из пловцов клуба «Волга».
Конечно, оценить нашу команду можно положительно. У нас по 4 медали всех достоинств, два человека выполнили норматив мастера спорта международного класса. К примеру, Кирилл Стрельников. Год назад, когда он к нам только пришел с «Судоверфи», многие смеялись. А сейчас, когда он претендовал на отбор – ахали!
И, наверное, никогда в жизни у меня не было таких впечатлений, как от работы Никиты Коновалова, который, к огромному сожалению, не отобрался на Игры. Хотя тут полный абсурд. Он показывал результаты такие, которых в России ни у кого не было. Фактически он один из лидеров мирового рейтинга на своих дистанциях. Я вот разговаривал с итальянским тренером Коротышкина, и он признался, что не собирались соревноваться с Коноваловым, рассматривая другого соперника. А тут пришлось включать другие скорости.
Замечу, что Никита быстрее всех «возвращается», то есть плывет вторые 50 метров. 27,1 и 27,0!!! Так возвращается только легендарный американец Майкл Фелпс! Но вот так бывает на отборах, что, показав в финальном заплыве 4-й результат, человек не попадает в сборную. Хотя все прекрасно понимают, что именно Коновалов может побороться на Играх не просто за место на пьедестале, а за «золото».
– Как же так получилось?
– Наделал несколько ошибок. Совершенно ненужных и нелогичных.
Мировой рекорд не поможет
– Перед прошлой Олимпиадой в легкой атлетике прыгун в высоту Сильнов тоже не прошел отбор на чемпионате России, но с лучшим результатом сезона в мире выиграл следующие соревнования, и силовым решением был возвращен в сборную. Такой ход после приближающего чемпионата Европы для Никиты возможен?
– Думаю, даже мировой рекорд не поможет. С другой стороны, если бы я, как первый вице-президент федерации, начал добиваться включения Никиты в сборную, на нас всех сразу обрушилась бы московская пресса и определенный круг людей, которые на каждом углу кричали бы, что я протаскиваю в сборную своих волгоградцев. Это, конечно, абсурд, что лучший пловец не попал в сборную, но так устроен отбор. Нам же надо отбираться так, чтобы не было ни единой задоринки. Обидно, что наши некоторые «звезды» открыто голосовали против включения Коновалова в сборную. Хотя прекрасно знают, что он единственный кто может в эстафете выплыть из 23 секунд, и выплыть из 50 на стоне дельфином! Это может принести команде медаль! Общую! Командную, а не личную. Но случилось так, как случилось, и этот вопрос давайте больше не будем поднимать.
– Что скажете о других волгоградцах?
– Ворвался в сборную Вячеслав Синькевич. Мы от него не ждем выдающихся результатов на Играх, но надеемся на его профессиональный рост в дальнейшем.
Второй наш «олимпиец», Владимир Морозов, сейчас полетел в Америку сдавать экзамены, и сразу возвращается в Волгоград и начинает подготовку. Могу сказать, что настоящей сенсацией стало его выступление на спине. У него очень высокий потенциал. Очень приятно, что оба выступят не только в эстафетах, но и в индивидуальных программах.
– Ваш клуб с каждым годом улучшается. Это касается как инфраструктуры, так и результатов пловцов. Началось возвращение на прежние высоты. А как мир плавания смотрит на волгоградский клуб?
– Я вспоминаю год перед Олимпиадой в Пекине. Да, со спортивной точки зрения мы переживали не лучшие времена. В сборную на Игры пробились только Детянюк и Ильченко. Тогда мне говорили: «Что же Волгоград? Совсем угас». А я ответил: посмотрим после Олимпиады. Все помнят, что единственную золотую медаль в плавание завоевала волгоградка Лариса Ильченко. Сейчас же, когда мы выстроили систему подготовки от начинающих мальчишек, когда на юношеском уровне уже очень много побед – снова выстроилась очередь из спортсменов из других регионов. Одни готовы выступать параллельным зачетом, другие – полностью стать членами клуба «Волга». Все эти люди – перспективные, и хотят достичь результатов.
Воды много не бывает
– А воды на всех хватит?
– Нет, конечно. У нас есть три бассейна, но всех желающих мы не уместим в любом случае. Поэтому в сентябре у нас будет свой, клубный, жесткий отбор.
Кто не будет отвечать нашим высоким требованиям, тот клуб покинет.
– Иногородние спортсмены выгодны?
– Конечно! Регионы платят нам за подготовку спортсменов. Мы бы не брали никого, ну только исключительных талантов, если бы у нас финансирование было адекватным. Но мы имеем финансирование в три раза (!) меньше, чем Пенза. А у нас: газ, свет, вода – 2 миллиона в месяц. Это же не спортивный зал, где свет выключил и домой пошел. Это бассейн с водой, который работает круглосуточно. Нельзя же подогрев воды выключить на ночь. Потом ее не согреешь. Вот мы и берем на подготовку спортсменов, за которых платят.
– А можно у вас увеличить число занимающихся волгоградских детей?
– Можно. Но здесь надо принимать политические решения, а я в политику лезть не хочу. Нужно жить плаванием, чтобы понимать, что спорт высоких достижений это лишь вершина того, что могло быть. По-хорошему, плаванием должно заниматься 7-8 тысяч детей, чтобы из этого количества затем выбрать 3-4 человека, подходящих по своим природным данным и желанию работать в профессиональном спорте. Чтобы столько детей набрать в секции, нужно иметь в каждом бассейне города 3-4 тренера. Кто их будет содержать? Кто будет содержать бассейны, обслуживающий персонал? Мы не готовы. Но если это кому-то будет интересно, мы без всяких условностей примемся за работу.
– Пожалуй, я тут обойдусь без громких слов, но в таких масштабах это же еще и оздоровление нации и элементарное обучение детей плавать. Тем более живем на Волге.
– Я вам скажу другое. Мы потихоньку, на кредиты, в клубе сделали не только спортивную составляющую высокого уровня. Но и подняли значительно свой научный потенциал. Все вместе, наш центр один из лучших в стране – это факт. Поэтому тут и сборные страны регулярно проводят сборы. Национальная в том числе, и скоро она сюда заедет. Если коротко – программы мои уже не раз написаны и отданы куда надо. Появится интерес со стороны, появится и у нас желание работать.