Волгоградцам рассказали, почему так популярен буерный спорт

Волгоградская правда
Буерный спорт в Волгоградской области – один из самых популярных видов зимнего спорта. В 2021 году на одной из акваторий даже запланировано проведение всероссийских соревнований. Инициаторами выступили волгоградские буеристы, неоднократно побеждавшие на международных и всероссийских соревнованиях. Обязательное условие для их поведения – ветер и не заснеженный лед.

Жаждущий ветра

По-английски буер звучит как «айс бот». Со стороны конструкция похожа на шлюпку на коньках. Правда, иногда такая шлюпка тоже переворачивается. Соревнования заключаются в прохождении замкнутой дистанции вокруг двух пар поворотных знаков, расположенных на расстоянии примерно в полутора километрах друг от друга. Побеждает спортсмен, показавший в гонке минимальное время.

Буер для парусного спорта – всё равно, что Формула-1 для автомобильного: самые высокие скорости, бурные эмоции и, конечно, риск. Буер первый по динамичности и максимальной скорости среди безмоторных транспортных средств. При постоянном попутном ветре расстояние в 100 километров он преодолевает менее чем за час.

Наследие скандинавов

Сейчас уже сложно представить, но буер был изобретен три века назад. Рыбаки Балтийского моря, Ладожского и Онежского озёр издавна использовали буера для передвижений по льду, а в России строительство буеров началось при Петре I. Известно, что царь в течение зимы приказывал расчищать снег перед Зимним дворцом и ежедневно катался на ледовом буере. Ледовые буера строились на Партикулярной верфи. Елизавета Петровна, дочь Петра I, также имела свой собственный буер и каталась на нем.

Большое распространение буера получили в Санкт-Петербурге при развитии яхт-клубов в Петергофе задолго до революции.

Но самая известная героическая страница в буерном спорте связана с Великой Отечественной войной и блокадой Ленинграда. Буер оказался идеальной машиной для скрытного подхода и выброски десантирования разведывательно-диверсионных групп на берег противника.

Для самых отчаянных

Этот парусный снаряд приводится в движение силой вымпельного ветра. Парус, который крепится к мачте, работает как крыло самолета. Передний конек – ведущий, а управляется буер из удобной люльки. Три стальных конька со свистом режут лед, ветер надувает парус и рвет из рук шкот. Это зимний аналог яхтинга, только в более суровых условиях.

– Когда ты несешься со скоростью, скажем, 100 километров в час по блестящей поверхности льда – это такой кайф, от которого невозможно отказаться! – говорит тренер Волжского яхт-клуба Евгений Каширский. – Позади, а, может, уже рядом – твои соперники, еще чуть-чуть – и кто-то из них тебя обгоняет. И ты понимаешь: если бы немного больше заточил коньки или парус другой поставил, то легко бы «сделал» того, кто секунду назад обошел тебя справа. А потом, когда получаешь Кубок или грамоту за второе, третье место, обещаешь себе в следующий раз непременно сделать все от тебя зависящее и прийти к финишу первым. Это происходит постоянно, и пути обратно нет.

На все руки

Евгений Каширский пришел в яхт-клуб города Волжского, когда ему было всего 16 лет. Женя, тогда еще только будущий студент Волгоградского архитектурно-строительного университета, не знал, что выбирает не просто увлечение, а дело своей жизни. В яхт-клубе он построил свою первую маломерную яхту, а потом и первый буер. А всего он приложил руку к созданию двадцати трех лодок.

– Летом я ходил на яхтах, а зимой, когда все время было занято учебой, становилось скучно. Вот я и решил заняться буерным спортом, – рассказывает Евгений. – Первый буер мне помогли сделать старожилы нашего клуба, которые «на ура» в этом деле разбираются. Второй я полностью собрал сам. Спустя месяц, проведенный в мастерской за чертежами, инструментами и подсобными материалами, я сидел в собственной лодке. Надо сказать, что я не единственный умелец в этом плане. Хороший новый буер стоит примерно 4000 евро. Но большинство тех, кто приходит в парусный спорт ради спорта, не могут позволить себе такое дорогое удовольствие. Вот и приходится пускать в дело собственные руки и голову. Нередко мастерили буера из бэушных комплектующих: от одной лодки мачта, от другой коньки, от третей руль. А потом гоняли на них.

Арена ледовых ристалищ

Когда-то лед волгоградского водохранилища – прочный, ровный – считался одним из лучших в России. В начале 80-х здесь неоднократно проводились первенства страны.

– В Волгограде гоняемся в основном на областных соревнованиях, – говорит Евгений. – На российские ездили в Питер, побывали на чемпионате мира в Финляндии и Германии. Правда, полноценных гонок не получилось ни в одной из этих стран. Виной тому – слишком суровая зима.

Зато в прошлом году наши ребята неплохо погонялись на Байкале на престижных международных соревнованиях, и наши ледовые снаряды выглядели там вполне пристойно.

– Буерный и парусный спорт не могут быть массовыми по своей природе, – утверждает Евгений Каширский. – Это, пожалуй, всегда будет делом энтузиастов, у которых пуля в голове. Я считаю, что все нормально. Нечего ныть. Надо делом заниматься. Кто хочет – выискивает возможности заниматься спортом, ездить на соревнования и, несмотря на трудности, остается верным своему делу.

Поездки на соревнования – всегда за свой счет. Но разве это важно, когда ветер натягивает парус, под тобой – метры оттаявшей волжской воды, а над тобой — километры бескрайнего неба. А главное – победа над собой, когда ты преодолеваешь ледяные торосы.

Читайте Волгоградская правда.ру в:

Поделиться в соцсетях:

нет

Добавить комментарий