С миру по нитке
– Как вышло, что команда, игравшая ни шатко ни валко, вдруг начала рвать всех подряд соперников и вышла в число лидеров Первой лиги?
– Вероятно, все дело в людях. В предыдущем сезоне, сезоне 1987 года, «Ротор» только за тур до финиша чемпионата решил вопрос о сохранении прописки в Первой лиге. Потом, в ноябре, наша команда по сумме двух матчей выбила из розыгрыша Кубка СССР киевское «Динамо». В межсезонье мы с Сергеем Борисовым поехали в Адлер на сборы сборной РСФСР. Там приглянулся нам игрок из Нижнего Тагила Сергей Сергеев, который, правда, уже был к тому моменту приглашен в свердловский «Уралмаш». Я позвонил Прокопенко – так, мол, и так, есть парень неплохой, левый полузащитник. Затем с Сергеем встретились Владимир Горюнов и Виктор Прокопенко.
– Переговорили, и?...
–... забрали к нам в команду. Тогда же из воронежского «Факела» к нам пришли вратарь Валерий Клейменов, полузащитник Олег Стогов. Из Одессы Прокопенко Александра Скрипника привез. Из саратовского «Сокола» влились в нашу команду Валерий Плотников и Юрий Кулиш – он головой бил, будто гвозди заколачивал. Была и потеря в составе – в одесский «Черноморец» перешел Олег Имреков. А остальные игроки остались те же. И та же команда, которая чуть не вылетела в сезоне 1987 года во Вторую лигу, в следующем сезоне вышла в Высшую.
Тренер «дядя Витя»
– Словом, хороший образовался коллектив?
– Именно так! До того времени у нас в команде не было единого коллектива, а были две большие группировки – местных, волгоградских футболистов и приезжих. Поэтому и шло у нас все шиворот-навыворот. А в 1988 году команда стала единым целым. Ну и сам Виктор Евгеньевич, конечно, был главной причиной. Мы никогда его не подводили, всегда честно бились за него и за наш город. Прокопенко был тренером новой формации. Во-первых, он эффектно выглядел – был симпатичным, высоким. Это был человек неординарный. Одессит, а это говорит о многом. У многих игроков «Ротора» были тогда длинные волосы, в том числе у меня. Вся наша команда стриглась у одного и того же парикмахера, в парикмахерской на улице Хиросимы. Прокопенко попросил нас отвести его к нему и велел сделать ему такую же прическу, как у нас. Такой он был человек, наш человек! Между собой мы называли Прокопенко дядей Витей – не по фамилии, никак иначе.
– В какой момент поняли, что команде по силам пробиться в высший дивизион футбольного чемпионата?
– Поначалу в том сезоне таких планов у нас не было. Они возникли по ходу сезона – после того как мы в Волгограде обыграли ЦСКА со счетом 3:0. После той победы мы начали варианты просчитывать – может, за Высшую лигу поборемся? А конкуренты были очень сильными – «Памир» (Душанбе), ташкентский «Пахтакор», «Гурия» из Ланчхути. Достаточно сказать, что секретарь райкома партии города Ланчхути был родным братом первого секретаря ЦК КП Грузии Эдуарда Шеварднадзе и очень любил футбол! Плюс ЦСКА, плюс «Даугава» рижская. Плюс украинские команды, с которыми нам очень сложно было биться. Но мы бились!
Александр Никитин всегда был самой заметной фигурой на поле.Капитан и партнеры
– Какие игры сезона 1988 года стали ключевыми?
– Больше всего запомнилось, когда мы на выезде в Армении со счетом 7:0 обыграли «Котайк» из Абовяна. В сторону скамейки, на которой наши тренеры сидели, камни с трибуны в том матче полетели так, что аж грохот на стадионе стоял! После той игры тренер «Котайка» был уволен. На следующий день мы по Еревану гуляли. Внезапно нас остановил милиционер, старшина, ехавший на мотоцикле. Он подозвал нас к себе, спросил: «Ротор?» – «Да» – «Молодцы, хорошо отыграли!»
– Давайте вспомним игроков, которые в том памятном сезоне вывели вместе с вами «Ротор» в Высшую лигу союзного чемпионата.
– Наша команда в том сезоне играла в два нападающих, ими обычно на поле были я и Олег Сергеев. В паре с Олегом мы полностью отыграли сезон. Он был моложе меня на семь лет, но взаимопонимание у нас с ним было полное, на интуитивном уровне: глянем друг на друга и знаем, куда мне бежать, куда – ему.
Покорение «Памира»
– А какой-то особенный гол того сезона помните?
– В своей жизни я забил около 140 мячей и практически все их я помню. В сезоне 1988 года наша команда 75 мячей соперникам наколотила, 23 из них были забиты мной. Мы с Мусхином Мухамадиевым из душанбинского «Памира» стали в том сезоне лучшими бомбардирами Первой лиги. В предпоследнем туре этого сезона «Гурия» играла в Москве с ЦСКА, а мы играли дома с «Пахтакором». Игру мы начали не в семь, как обычно, а в восемь часов вечера.
– Вы обыграли тогда «Пахтакор».
– Да, первый мяч в том матче я забил, и это было невероятное счастье! ЦСКА выиграл у «Гурии» – 5:2. И для выхода в Высшую лигу нам оставалось сыграть дома с «Памиром» вничью, взять очко. Но мы и «Памир» победили!
– Но вскоре после этого Прокопенко покинул команду?
– После сезона мы в 1988 году всей командой ездили в турпоездку в ГДР. 1 декабря нашу команду чествовали в волгоградском Дворце спорта. Вскоре после этого Прокопенко пригласил меня к себе: Саня, мол, в Одессе старое руководство пароходства ушло и меня зовут работать в «Черноморец» главным тренером, я, видимо, буду туда переходить. При этих его словах у меня чуть слезы по лицу не покатились… В команде этого еще не знали, это был сильный удар для всех игроков.
– Потом «Ротор» ненадолго возглавил Петр Шубин – почему у него не заладилось?
– Вольно или невольно мы его сравнивали с Прокопенко, и Виктор Евгеньевич в сравнении с Шубиным выглядел, как небо и земля. Думаю, Шубин потому у нас тогда и не прижился, что мы по своему внутреннему настрою были еще вместе с Прокопенко… Следующий сезон, 1989 года, я отыграл за «Ротор» полностью. В последующем межсезонье мы никем из игроков не укрепились. Я к тому времени скептически смотрел уже на перспективы команды. В 1990 году «Ротор» действительно вылетел из Высшей лиги, а мы с Хомутецким уехали играть в Финляндию.
Счастье есть
– А знаете, как сложилась жизнь у игроков того состава?
– Неважно сложилась у всех. Практически все вроде как при футболе остались, но никто при этом ничего особого не добился. Сергей Сергеев детским тренером работает в петербургском «Зените», Сергей Борисов – в волгоградской «Олимпии». Олег Сергеев работает в команде «Химки» и живет в Москве. Там же, в Москве, живут Олег Стогов, Валерий Клейменов, Валерий где‑то тренером вратарей работает. Леша Большаков в Волжском, в спортшколе «Волжанин». Александр Хомутецкий – в Подмосковье. Владимир Осколков – в Твери, детский тренер. Юрий Кулиш в Одессе работал, сейчас у меня нет с ним связи. Игорь Суровикин – старший тренер в волгоградской областной СДЮШОР. А я – в спортшколе «Ротор», детские группы курирую. Получаю от работы удовольствие, и это мое счастье сегодня...
Поделиться в соцсетях:
нет
Добавить комментарий