«Минск» из «двадцатки»
– Подразделения инженерных войск четко выполняют все поставленные задачи, стараемся делать это как можно лучше, понимая, что наша работа крайне важна для общего результата, – объясняет гвардии капитан «Минск», командир инженерно-саперной роты танковой части 150-й мотострелковой дивизии.
Штурмовой флаг именно этого соединения был водружен над немецким Рейхстагом. И именно он с тех пор является символом нашего триумфа в Великой Отечественной войне – Знаменем Победы.
Воюющая в ДНР 150-я дивизия – «сестрица» 20 й дивизии и тоже входит в состав 8-й общевойсковой армии ЮВО. А потому включена в Южную группировку наших войск и воюет на Марьинском направлении – очень непростом.
«Минск» – уроженец Северной Осетии, но к Волгоградскому региону имеет самое непосредственное отношение. С 2014-го по 2020 год служил в Волгограде – в 20-й дивизии, был замкомандира понтонной роты.
Теперь он офицер в зоне СВО. Действует отважно – подтверждение тому солидный наградной «иконостас»: медали Суворова, «За отвагу», «За боевые отличия».
Инженерно-саперная рота решает целый комплекс задач – от разминирования и уничтожения неразорвавшихся вражеских боеприпасов до создания фортификационных сооружений, водоочистки и электрообеспечения.
При этом личный состав еще и старательно осваивает смежные специальности. Да не одну. В бою все может сгодиться – от саперной лопатки до умения действовать не только за себя, но и за того парня.
Иногда представитель даже не саперной специальности привлекается к работе по разминированию. Таковы реалии боевых действий. Однако не нужно думать, что на поединок с инженерными боеприпасами выходят дилетанты.
У гвардии капитана «Минска» с этим строго. Он и сам профи высочайшего уровня, и подчиненных стремится довести до совершенства.
Поэтому сперва длительная, подчас даже утомительная теоретическая подготовка. А затем переход к практике.
Причем вначале по принципу «смотри и делай, как я». Ротный командир в этот момент обязательно с подчиненными. Он в принципе всегда с ними. На самые сложные задачи выходит лично.
Не потому что не доверяет сослуживцам, а просто так заточен – не перекладывать трудную и опасную работу на других.
Универсалы на передовой
Даже получив в ЛНР осколочное ранение, «Минск» долго оставался в строю. А после краткосрочного лечения отказался от санатория, мол, нужно дожимать укробандеровцев.
Как же все-таки циклична история. Дед у «Минска» – Герой Советского Союза гвардии старший сержант Красной Армии Сардион Давидович Козонов, будучи пехотинцем, отличился при форсировании Днепра.
Сын осетинского народа сражался за освобождение Родины не только от гитлеровцев и их сателлитов, но и от предателей. То же самое делает и внук, вместе со своими однополчанами очищая территорию Украины от взбесившихся нацистов.
– У меня героический дед, – говорит «Минск». – Хотелось бы закончить его работу, раздавить нацизм. Мы обязательно победим. И будем достойны славы наших великих предков.
Офицер рассказывает, что в его подразделении много мобилизованных, но все действуют одной слаженной командой.
– У нас нет разделения, все на равных условиях: и контрактники, и добровольцы, и мобилизованные – все они заслуживают высокой оценки, – объясняет «Минск».
То, что военные инженеры – универсалы, сомневаться не приходится. Нет такой задачи, которую они бы не выполняли. Разве что в настоящее время не обеспечивают форсирование водных преград. Да и то лишь потому, что таковых сейчас на пути не встречается.
В зоне ответственности этого подразделения нет рек или каналов, преграждающих нашим войскам движение. Если появятся, военные инженеры тут же расширят свою специализацию. Зато различных естественных и искусственных сухопутных препятствий было и будет хоть отбавляй.
Чтобы техника могла пройти через овраги и траншеи, личный состав дорожного взвода неоднократно оперативно возводил мосты. Работали под обстрелами.
Волгоградцы «Турок» и «Марс»
Один из водителей тяжелого механизированного моста (ТММ-3) – волгоградец, гвардии рядовой «Турок». Неоднократно под огневым воздействием противника разворачивал мостовой переход, обеспечивая переход техники через естественные и искусственные препятствия.
У «Турка» интересная биография. Работал водителем в Донецке – филиал московской компании строил крупный гражданский объект.
Осенью 2022 года один из КамАЗов инженерно-саперной роты «Минска» поломался в тыловом районе спецоперации. Проезжавший мимо «Турок» остановился и помог починить машину. Случайное знакомство переросло в крепкую дружбу.
Волгоградец стал навещать военнослужащих, привозя гостинцы. А вскоре объявил, что хочет служить в их боевом подразделении.
Оставив в мирной строительной организации вместо себя родного брата, «Турок» сменил гражданскую автомашину на машину армейскую.
Серьезно отличился военный водитель при выполнении задачи командира полка – необходимо было оперативно возвести ложный подвижный пункт управления.
Солдат лично организовал работу, грамотно распределив силы и средства, сам работал на технике. Было умело использовано инженерное имущество – маскировочные комплекты, ложные тепловые цели, уголковые отражатели. В кратчайший срок липовый объект был создан.
– Введение противника в заблуждение – важный элемент противодействия на поле боя, – пояснил «Минск». – Он ведь видит ложные цели и, соответственно, не замечает настоящие.
Пока «Турок» работал, неприятель дважды бил по его рабочему месту «Градом», выпустив в общей сложности больше десятка снарядов. Но задача была успешно выполнена – «Турок» настоящий военный инженер.
Благодаря отважному солдату в роте появился еще один волгоградец – «Марс». Через пару месяцев после заключения контракта «Турок» убедил своего приятеля последовать его примеру. Так на одного водителя в инженерно-саперной роте стало больше.
За несколько месяцев службы на линии боевого соприкосновения «Марс» успел зарекомендовать себя не только как профессионал высокого уровня, но и как отважный боец. Он неоднократно под обстрелами доставлял на «передок» личный состав и боеприпасы, а обратно эвакуировал раненых.
Остается добавить, что оба наших земляка представлены к наградам: медалям «За боевые отличия» и «За усердие при выполнении задач инженерного обеспечения».
Когда опускается туман
На передовой неприятель активно использует разного рода инженерные боеприпасы, в том числе и выставляемые дистанционно. Если два дня назад инженерная разведка ничего не обнаружила на дороге, это совсем не значит, что маршрут абсолютно безопасен для техники и живой силы.
Все чаще нашим саперам противостоят противопехотные и противотанковые мины западного производства, от немецких до польских. Но дело даже не в месте рождения этого смертоносного металла, а в том, что с каждым разом изделия становятся все более хитрыми и опасными.
У многих из них действует принцип неизвлекаемости, стоят сложные датчики, реагирующие на движение, радиоволны, металл. Вслед за командиром военнослужащие повторяют, что поставить мину легко, сложно снять. Особенно когда ты не скрыт покровом ночи. Или о тебе предательски отрапортовала «сигналка».
Саперы то и дело произносят, словно мантру: «Хорошо, когда туман опускается». Действительно хорошо, ведь и через оптику врагу их плохо видно, и коптеры с той стороны редко в воздух поднимаются. «Практически идеальные условия для работы», – улыбаются военные инженеры.
Под прицелом снайпера
Специальную технику в нынешних условиях использовать практически невозможно. Как только к передовой подползают инженерная машина разграждения ИМР-2 или установка разминирования УР-77, противник активизируется – без огневого приветствия дело точно не обойдется.
Поэтому основная надежда на людей. Ими, конечно, без нужды не рискуют, но полностью исключить опасность невозможно.
Неоднократно саперы снимали мины прямо под носом у противника, а тот задействовал стрелков и снайпера. При этом колдующих со взрывными устройствами военнослужащих от вражеских позиций отделяли метров сто – некомфортная, прямо скажем, дистанция.
Помимо установленных противником взрывных устройств, нашим войскам мешают и многочисленные неразорвавшиеся боеприпасы, минометные мины, снаряды, ракеты. Поэтому перед выдвижением бронетехники на позиции саперы обследуют маршруты с танкистами.
Помогают и местным жителям – возле их домов то и дело обнаруживаются неразорвавшиеся боеприпасы. Приходится в свободное от боев время заниматься гуманитарным разминированием и очисткой местности.
Военные инженеры регулярно действуют рука об руку со штурмовиками – нештатные саперы мотострелковых подразделений не всегда могут решить сложные по задумке и исполнению задачи. Порой ведь бывает так, что одно здание делят наше и вражеское подразделения.
– Надо выкурить противника из укрытия и двигаться дальше. Раскатать танками или артиллерией – не вариант, идти в лоб – тоже плохая затея. Лучшее решение – использовать специальные инженерные средства. Как именно? По-разному. В этом случае рискованный экспромт покоится на высоком профессионализме. Как в той песне: «Берешь на себя, все берешь на себя, за все отвечаешь исходы…»
Уже полтора года идет специальная военная операция. Полтора года наши военнослужащие противостоят нацистам новой формации.
Это бой не только за наше настоящее, но и за наше будущее. Каким оно будет – решается сейчас на линии боевого соприкосновения.
Очень хочется, чтобы поскорей наступила Победа – решительная, бесповоротная, всеобъемлющая, положившая конец преступному киевскому режиму и окончательно раздавившая укрофашизм.
Для этого на передовой наши земляки день за днем сражаются с оголтелым украинским воинством. Это повествование – лишь небольшая толика той ратной работы, которую делают наши земляки в Донбассе.
Иногда нам кажется, что герои – это где-то в другой жизни. И что они отделены от нас временем и пространством. Но это не так. Очень многие из сегодняшних российских военнослужащих и являются именно этими героями, прошедшими горячие точки, в том числе испытание СВО.
P. S. Когда этот материал готовился к печати, стало известно, что гвардии капитан «Минск» получил новое назначение – начальник инженерной службы мотострелковой бригады. Радует, что в СВО выкристаллизовываются настоящие боевые командиры Российской армии.
Поделиться в соцсетях:
нет
Добавить комментарий