Сказочное ремесло требует, чтобы печь «гудела»

Сказочное ремесло требует, чтобы печь «гудела»
Волгоградский водитель Марат Сендикаев в свободное от работы время делает русские печи, разукрашивая их былинными картинками.

Марат Сендикаев провел детство в Пензенской области, где с 10 лет помогал своему отцу выкладывать русские печи. Хотя, повзрослев, юноша выбрал работу водителя, «руки кирпича не забывали». В 1977 году судьба привела молодого человека в Волгоград. Тогда это была простая командировка. Чуть позже, демобилизовавшись из армии, наш герой поселился в городе-герое окончательно. Работал на разных заводах. И вдруг… кирпич напомнил о себе: Марату пришлось возить этот стройматериал на грузовой машине. И простой, и декоративный, и огнеупорный. Как?то сами собой вспомнились давние советы отца-печника. Сначала доморощенный каменщик выложил печь себе, затем лучшему другу. Молва о талантливом волгоградце распространялась быстро…

– Тогда, в 80?х, никакого Интернета еще не было, а желание построить дома старинную русскую печь завладело умами многих наших земляков, – вспоминает Марат. – Мастеров рекомендовали из уст в уста. Ведь печное ремесло сошло на нет, мало кто мог печь сложить, да чтоб она еще и грела, и варила. Я друзьям на свою работу давал «двести процентов гарантии». К тому же мои печи и камины гудели, как мотор самолета.

Мастер уточняет, чем хорош такой гудок. Ведь если «страшной» тяги нет, значит, построена бесполезная конструкция. Когда дым из печи назад пошел или хоть чуть?чуть глаза режет при растопке, совсем все плохо. Поэтому на вид красивые печи часто оказываются совершенно неработающим экспонатом, просто дорогой деталью интерьера.

Марат, как доктор, сразу понимает, где у печки «болит». Чтобы у самого брака не получилось, с кладкой он, как с маленьким ребенком, возится. И нередко за другими так называемыми печниками работу переделывает. Сетует, что старательных мастеров сейчас мало, печи лепят как бог на душу положит, акцент делают только на дизайне. А ведь это лишь половина работы.

Фанатично преданный своему хобби Марат уверен, что главное в его мастерстве – сделать печь живой. Он не пользуется каталогами, рисуя эскизы барбекю и каминов «из головы». Все они имеют одну конструкцию, различаются только в деталях и в орнаменте из цветного кирпича. Как?то по телевизору Марат Сендикаев увидел камин самого Президента России и понял, что запросто делал камины такого вида много раз. А вот печи… Тут нет единой конструкции. Каждому хозяину свое подавай – «голландку», агрегат с плитой, печь с сушилкой для дров (дровяником), всех вариаций и не перечесть.

– Передние узоры, как правило, – это традиционные орнаменты, – делится мастер. – Сейчас вообще на личных подворьях стараются возрождать старые традиции. А иногда хотят волгоградцы просто попасть в русскую сказку. Вот и превратился я из печника еще и в художника…

А еще, делится печник, он мечтает сделать гигантскую печь во всю стену, многофункциональную (со множеством секций). На такой 30 лет пролежать, как Илья Муромец, – одно удовольствие…

Фото автора.