В ранней молодости Игорь получил образование инженера-конструктора и устроился работать на «Красный Октябрь». Времена были трудные, на дворе шли «лихие девяностые». Вот и отправился молодой специалист в Москву на заработки. Об инженерном дипломе пришлось забыть. В столице в то время требовались люди мастеровые, вот и взялся наш земляк за новое для себя дело – работу с камнем.
Сейчас на жизнь Игорь Быков зарабатывает предпринимательской деятельностью, весьма далекой от строительства и дизайна, но, как говорят в народе, «руки дело помнят». Да и тяга к природному материалу не отпускает мастера.
– Знаете, когда вижу природную палитру камня, то чувствую себя живописцем, тем более что в природе нет двух похожих камней. Текстура каждого неповторима, – признается Игорь.
Вернувшись в Волгоград, применить свое умение он попробовал на даче. Постепенно сохранившаяся от первого хозяина избушка стала превращаться в добротный каменный особняк, а на участке появлялись огороженные каменным кольцом «японские» пруды, мангалы, водопады и тропинки. Такая красота не могла не тронуть душу увидевших ее. От друзей и родственников, имевших свои шесть соток, просьбы сделать «что?нибудь в этом же духе» посыпались как из рога изобилия.
– Один давний товарищ из Тбилиси вообще разобрал свою квартиру до основания, – делится наш собеседник. – Хотел «преображения в камне».
Когда?то отделка камнем многим была не по карману, но лет пятнадцать назад умельцы открыли пластушку, которая до этого времени считалась бросовой породой. Из нее ландшафтные дизайнеры быстренько научились делать всевозможные имитации.
А вот доломит, люизит и кварцевый песчаник, отмечает Игорь, имеют универсальное применение и могут служить не только для отделки, например, бассейна, но даже для изготовления скульптур.
– Одним из самых дорогих камней считается златолит, – говорит Игорь Владимирович. – В работе с ним нельзя допускать ошибок. Неаккуратно затертые швы (многие думают, что успеют после посадки отмыть кладку водой) портят весь вид. Раствор въедается в златолит быстро, отчего он становится серым, теряет цветовую насыщенность, – делится навыками умелец.
Брак, по словам Игоря, можно часто получить и в работе с менее ценными гранитом и мрамором. С ними необходимо быть максимально точным. Эти камни не любят даже малейшей кривизны, а лишний рез – это «деньги на ветер».
– Если на полотне художник может краской исправить неправильно выполненный мазок, то у каменотесов все гораздо сложнее, – говорит мастер. – Наша «живопись» сродни работе сапера: одно неверное движение, и – все насмарку.
А год назад Игорю, как он считает сам, пришлось и вовсе участвовать в очень важном деле.
– Мне позвонил руководитель организации, занимающейся реставрацией мемориала «Вечный огонь», – вспоминает Быков. – Задание было ответственным, к 9 Мая необходимо было завершить все работы. Мне с помощниками необходимо было выложить гранитными плитами всю левую сторону площадки и обе боковые лестницы. Вот здесь я вдвойне почувствовал себя сапером. Подвести было нельзя ни себя, ни земляков-волгоградцев.
Фото Владислав Тарасов