У каменотеса нет шанса на ошибку

У каменотеса нет шанса на ошибку
В свободное от основной работы время Игорь Быков любит мастерить из природного камня. Профессиональных каменотесов в любом городе по пальцам пересчитать, поэтому иногда к талантливому земляку обращаются не только близкие и знакомые. Например, его умение оказалось очень востребованным, когда реставрировался монумент у Вечного огня в Волгограде.

В ранней молодости Игорь получил образование инженера-конструктора и устроился работать на «Красный Октябрь». Времена были трудные, на дворе шли «лихие девяностые». Вот и отправился молодой специалист в Москву на заработки. Об инженерном дипломе пришлось забыть. В столице в то время требовались люди мастеровые, вот и взялся наш земляк за новое для себя дело – работу с камнем.

Сейчас на жизнь Игорь Быков зарабатывает предпринимательской деятельностью, весьма далекой от строительства и дизайна, но, как говорят в народе, «руки дело помнят». Да и тяга к природному материалу не отпускает мастера.

– Знаете, когда вижу природную палитру камня, то чувствую себя живописцем, тем более что в природе нет двух похожих камней. Текстура каждого неповторима, – признается Игорь.

Вернувшись в Волгоград, применить свое умение он попробовал на даче. Постепенно сохранившаяся от первого хозяина избушка стала превращаться в добротный каменный особняк, а на участке появлялись огороженные каменным кольцом «японские» пруды, мангалы, водопады и тропинки. Такая красота не могла не тронуть душу увидевших ее. От друзей и родственников, имевших свои шесть соток, просьбы сделать «что?нибудь в этом же духе» посыпались как из рога изобилия.

– Один давний товарищ из Тбилиси вообще разобрал свою квартиру до основания, – делится наш собеседник. – Хотел «преображения в камне».

Когда?то отделка камнем многим была не по карману, но лет пятнадцать назад умельцы открыли пластушку, которая до этого времени считалась бросовой породой. Из нее ландшафтные дизайнеры быстренько научились делать всевозможные имитации.

А вот доломит, люизит и кварцевый песчаник, отмечает Игорь, имеют универсальное применение и могут служить не только для отделки, например, бассейна, но даже для изготовления скульптур.

– Одним из самых дорогих камней считается златолит, – говорит Игорь Владимирович. – В работе с ним нельзя допускать ошибок. Неаккуратно затертые швы (многие думают, что успеют после посадки отмыть кладку водой) портят весь вид. Раствор въедается в златолит быстро, отчего он становится серым, теряет цветовую насыщенность, – делится навыками умелец.

Брак, по словам Игоря, можно часто получить и в работе с менее ценными гранитом и мрамором. С ними необходимо быть максимально точным. Эти камни не любят даже малейшей кривизны, а лишний рез – это «деньги на ветер».

– Если на полотне художник может краской исправить неправильно выполненный мазок, то у каменотесов все гораздо сложнее, – говорит мастер. – Наша «живопись» сродни работе сапера: одно неверное движение, и – все насмарку.

А год назад Игорю, как он считает сам, пришлось и вовсе участвовать в очень важном деле.

– Мне позвонил руководитель организации, занимающейся реставрацией мемориала «Вечный огонь», – вспоминает Быков. – Задание было ответственным, к 9 Мая необходимо было завершить все работы. Мне с помощниками необходимо было выложить гранитными плитами всю левую сторону площадки и обе боковые лестницы. Вот здесь я вдвойне почувствовал себя сапером. Подвести было нельзя ни себя, ни земляков-волгоградцев.

Фото Владислав Тарасов