Скульптор и керамист из Волжского Анатолий Козлов построил на приусадебном участке своего друга фрагмент древнего культового комплекса, подобного тем, которые можно встретить в странах Юго-Восточной Азии.
Сила магии
А началось все с того, что однажды приятель Анатолия Козлова побывал в далекой Камбодже. Он настолько впечатлился древне-кхмерской архитектурой, что заразил Анатолия Александровича идеей создать что?нибудь похожее у себя на родине, в Волжском. Благо средства позволяли воплотить задуманное в жизнь. Для проекта потребовалось немало стройматериалов, но ничто уже не могло остановить полета творческой мысли. Кстати, большинство искусствоведов уверены, что в индокитайском зодчестве содержится некая энергия притяжения, противостоять которой практически невозможно. У чувствительных людей она может даже парализовать психику… Искусство кхмерской нации, только зародившейся к началу нашей эры, многое заимствовало из более развитой культуры государств Индостана.
– Правители молодой страны Бапном, занимавшей когда?то Камбоджу, Лаос и часть Таиланда, любили строить индуистско-буддийские храмы в своем неповторимом стиле, – рассказывает Анатолий Козлов. – Вместе со стенами храмы сооружались тысячами рабов на возвышенностях, среди скал. Видимые издалека элементы святилищ завершались изображениями местных земледельческих и индуистских богов, а также будд в окружении кровожадных зооморфных существ, призванных устрашать покоренное население Кхмерской империи.
По признанию скульптора, когда они вместе с сыном, тоже художником, строили верхние фрагменты комплекса, то прониклись той эпохой – ощущали себя древними подневольными строителями, рискующими в любой момент сорваться вниз. Хорошо, что в их случае высота была не более четырех метров…
С видом на Волжский
Несущую часть площадки (кстати, это место, согласно задумке, должно стать большой гостиной под открытым небом) выкладывали из кирпича. Затем в опалубку заливался бетон для фундаментальных частей композиции. Пригодились и арматура, и железная сетка, и помощь разнорабочих. Барельефы заливались в специальные формы – готовые детали монтировались к основной конструкции.
Результат превзошел все ожидания. Глядя на монументальную стилизацию, ни за что не поверишь, что все это находится не где?нибудь в Таиланде, а в российском городе Волжском. Правда, чтобы создать всю эту красоту на 25 квадратных метрах, попотеть скульптору пришлось не только на самом объекте, но и за книгами.
– Я делал эскизы, изучая научно-популярную литературу в библиотеках, – вспоминает художник. – Интернета тогда не было. Лишь в одном месте нашел нужную книгу с цветными фотографиями… Разумеется, многое пришлось упростить в технических целях. Кое-что добавил от себя. Это же стилизация. В точности решил передать лишь оттенок и текстуру камня. Для этого на затвердевший раствор мы наносили специальную пропитку.
Кстати, создавать иллюзию окружающей среды Анатолию Козлову доводится нередко. Когда?то он уже превратил в курортные панорамы стены аквапарка, а совсем недавно один из городских пятачков Волжского с помощью скульптора обрел очертания старорусского городка.
Фото архив семьи Козловых.