Епископ Елисей: Кто ищет Бога, тот найдет его

  • Епископ Елисей: Кто ищет Бога, тот найдет его
  • Епископ Елисей: Кто ищет Бога, тот найдет его
Прошло вот уже более полугода с того времени, как была создана Урюпинская епархия Русской православной церкви. Управляющим ее назначен был тогда священник Волгоградской и Камышинской епархии игумен Елисей. Определенное время потребовалось ему, чтобы освоиться в новой роли. А первое свое интервью в областных СМИ владыка Елисей дал «Волгоградской правде».

«Я из поколения поиска»

– Владыка, прежде всего хотелось бы, чтобы вы рассказали своим прихожанам и нашим читателям о себе и о своем пути, которым вы пришли к Богу и к церкви.

Владыка Герман, например, митрополит Волгоградский и Камышинский, сызмальства в церкви прислуживал. Для него не стояло вопроса, какой дорогой пойти в жизни. У вас, насколько понимаю, все было намного сложнее…

– Среднюю школу я окончил в 1980 году в Тракторозаводском районе Волгограда. Там я родился, прожил там практически всю свою молодую жизнь. И в армию оттуда уходил. Служил на Западной Украине в мотострелковых войсках.

У многих молодых людей тогда, в начале девяностых, возник вопрос: что делать дальше в жизни? Стал появляться и духовный поиск. В привычном жизненном пути нас не устраивало что-то: внешне – все вроде, было хорошо, но внутренне это нас не наполняло.

Поэтому мое поколение людей, пришедших в церковь, поколение поиска, духовного поиска.

В конце концов Господь и обстоятельства жизни раз за разом стали приводить меня в церковь, и в частности в Казанский собор Волгограда.

И каковы были впечатления? Что нового вы для себя узнали там?

– Я понимаю сейчас тех людей, которые, впервые зайдя в церковь, всего в ней боятся. Так же и я в нее когда-то робко заходил. Хотя никаких грубостей по отношению к себе не услышал. Напротив, отнеслись ко мне там со вниманием.

Для меня сейчас стало понятно: если человек ищет Бога, он обязательно найдет его. Бог будет вести его через трудности.

Так было и со мной. Я начал интересоваться монашеской жизнью, временами хотелось уйти в монастырь. Статьи в журналах про монастыри читал. Для меня это был необычный, особенный мир, о котором не было ничего известно в то время. Написал даже прошение с просьбой о поступлении в монастырь архиепископу Курскому и Белгородскому Ювеналию – как раз тогда открылся большой монастырь в Коренной пустыни.

Начало пути

– Шел 1991 год. Была уже создана Волгоградская епархия Русской православной церкви. Возглавивший ее архиепископ Герман вскоре открыл в Волгограде духовное училище, объявил о наборе в него. Сразу пришла мысль: надо туда поехать. Хоть и страшно было, но что-то меня туда тянуло.

И все же вы тогда решились?

– Да. Первое собрание в училище проходило 4 ноября, в день Казанской иконы Божией Матери. А уже на следующий день начались наши занятия.

Врезалась в память такая картина того незабываемого дня: владыка Герман в священническом облачении идет по городу, а за ним следуют человек тридцать молодых людей. Мужчины, стоявшие на улице, так и опешили…

Возникло наше духовное училище тогда практически на пустом месте. Сначала занятия шли в одной из школ возле Казанского собора, затем были перенесены в его подвал.

Предметы были самыми простыми. Это были краткосрочные, полугодовые курсы, открывающие неизведанное нам и духовно обогащающие нас. Сам архиепископ Герман являл тогда и являет до сих пор образ истинного пастыря, истинного монаха. И это самый главный урок.

А летом 1992 года владыка Герман рукоположил меня: сначала – в дьяконы, а еще через неделю – в сан священника.

С этого начался мой путь как священнослужителя.

Да, но когда вы приняли монашеский постриг?

– В Волгоградской епархии не было тогда еще ни одного действующего монастыря. Хотя в 1991 году облсоветом народных депутатов были переданы Русской православной церкви четыре монастыря, расположенных на территории области. Но монастыри были переданы, а монахов в них не было! Их надо было как-то воспитать. А где их было взять в той духовной пустыни?

Владыка Герман на свой страх и риск направлял приходящих к нему неженатых молодых людей в монастыри: езжайте, поживите, посмотрите! Окончившие духовное училище были рукоположены им в священнический сан, а позже приняли и монашеский постриг. В 1995 году постриг принял и я, связав себя на всю жизнь монашескими обетами.

«Монастырь – это та же семья»

– Служил я в ту пору в Свято-Тихоновском и Иоанно-Богословском храмах Волжского. Затем был переведен в волгоградский храм Параскевы Пятницы. Потом стал настоятелем Иоанно-Кронштадтского прихода в Волгограде и практически сразу же наместником, а со временем и настоятелем Свято-Троицкого Белогорского Каменнобродского монастыря.

Это, насколько понимаю, был большой и важный период вашей жизни. Хотелось бы, чтобы вы о нем рассказали особо.

– Пришел я в этот монастырь в августе 1996 года. Замечательное, красивое место. Но нам не хватало опыта устроения монашеской жизни.

Да, мы читали книги, слушали владыку. Но ошибки-то совершаем всегда сами! И мы их совершали регулярно, поскольку опыта монашеской жизни не хватало нам.

Многие люди, приходя к нам в монастырь, не выдерживали трудностей: монастырская жизнь требует терпения и упования на Господа Бога. А нам надо было и монастырь восстанавливать, и заниматься богослужением, и средства на пропитание искать.

Но я говорил всегда: монастырь – это та же семья. А в каждой семье всегда есть свои проблемы.

Владыка, а теперь в связи с тем, что вы стали епископом, монастырь вы оставили?

– Нет, я остаюсь в нем настоятелем. Хотя бывать там теперь очень редко приходится. Однако опека монастыря с меня не снимается. А появится подходящая кандидатура – будет в монастыре новый наместник, настоятель…

Интересно, а насколько неожиданным было для вас предложение быть рукоположенным в сан епископа?

– Я на тот момент как-то об этом не задумывался. Немного был даже обескуражен: а по силам ли мне такой крест? Но для меня это было послушание. Монах, однако, должен быть ко всему готов. Он принимает обет послушания, и воля старшего по сану для него есть воля Божья.

«Я сельский архиерей»

– Владыка, расскажите о вновь созданной Урюпинской епархии. Что она представляет собою на данный момент? Сколько сейчас в ней приходов?

– В состав нашей Урюпинской епархии вошли пятнадцать северных, исторических и, в основном казачьих, районов области. Не так уж и много, казалось бы. Но, если ехать, к примеру, от Урюпинска до Каменного Брода – будет около трехсот километров. Примерно столько же до Жирновска. Вот вам и расстояния!

А общее количество приходов (включая, например, кладбищенские и тюремные) сейчас в епархии – сто десять.

Самый крупный город нашей епархии – Михайловка. А в основном я сельский архиерей. И когда еду по селам епархии, у меня возникает двоякое чувство. Смотрю на угасающие села, в которых практически нет рождаемости, нет работы, и слезы наворачиваются на глаза от обиды за нашу Родину, за наших русских людей. Но, с другой стороны, есть и оптимизм. Когда, к примеру, встречаюсь со священниками, которые проживают в беднейших районах, но занимаются строительством храмов.

Расскажите нам также и о наиболее интересных храмах епархии.

– Прежде всего это, конечно, Покровский собор в Урюпинске, где находится наша главная святыня – Урюпинская икона Божией Матери. Затем те храмы, которые у нас существовали еще до открытия Волгоградской епархии – Свято-Троицкий собор в Филоново, храм Святого Духа в Елани. Он, кстати, остался цел благодаря тому, что в тридцатые годы в него засыпали зерно. Остался целым прекрасный иконостас. Часть храма в Рудне – там был когда-то огромный Успенский собор, сейчас остался лишь Михайло-Архангельский придел к нему. Воскресенская церковь в Серафимовиче, Ольховская Трехсвятительская церковь, восстановленная в девяностых годах. Михайло-Архангельский храм в хуторе Алексиковском – это первый восстановленный храм Волгоградской епархии. Из недавно построенных – храм преподобного Серафима Саровского в рабочем поселке Новониколаевский и Богоявленский храм в городе Фролово.

Интересны по-своему и все наши монастыри – Усть-Медведицкий, Каменнобродский, Гусевский…

О самом главном для епископа

– Казачество испокон веков было оплотом православия. Вы служите на исконно казачьих территориях. Чувствуете ли поддержку со стороны казачества в вашем служении?

– Мы как раз сейчас стараемся призвать казаков к этому. Ведь чтобы казачество стало жизнеутверждающей силой, ему нужен внутренний стержень. Казачество же зиждется на христианских принципах: «отдай жизнь за други своя», «сам погибай, а товарища выручай»... Откуда это может взяться у казаков? Только из нашей жизнеутверждающей веры!

Вы теперь управляющий вновь созданной епархии. Что нового, на ваш взгляд, можно отметить в жизни Русской православной церкви?

– Постепенно наши священники начинают вести себя более активно. Уходит из нашего служения «окопная» практика, когда батюшка совершал только богослужения, а также по просьбам людей выезжал на требные службы к ним домой. Теперь при каждой встрече со священниками, на каждой службе я говорю, что обязательно нужна активизация приходской жизни, создание церковных общин. Так, чтобы в них велась разносторонняя работа – образовательная, миссионерская, социальная, молодежная.

Церковь теперь идет в армию, в школу, в другие учреждения. И слово Божье говорится людям.

Последний, пожалуй, вопрос будет таким. Владыка, что в ваших планах как епископа?

– Главное для меня сейчас – постепенное устроение епархиальной жизни.

Слава Богу, епархия строится не на пустом месте – мы взяли преемственность у Волгоградской епархии. Теперь входим в состав митрополии под духовной опекой митрополита Германа. Важно создать здесь, в Урюпинске, епархиальный центр. Администрация города передала нам довольно добротные здания, в которых мы намерены обосновать епархиальную структуру и епархиальное училище – чтобы наши молодые люди, пройдя учебу здесь, могли бы поступать затем в Царицынский православный университет, в духовные семинарии и академии.

Важно налаживание взаимодействия с общественными организациями: образовательными, молодежными, с казачеством.

Очень важно донести до сознания жителей Урюпинска и других городов нашей епархии, что мы, Урюпинская епархия, которая находится под покровом Божией Матери, ее чудотворной иконы «Урюпинская». И устроение епархии – это общее дело, которое поднимает статус нашей местности.

Но самая главная наша задача – то, что поручили нам Святейший Патриарх и Священный Синод: развитие церковной жизни, необходимость которого нам подсказывает время, развитие ради устроения подлинной жизни и спасения человека.

Поделиться в соцсетях