Судьбу дома № 82 по улице Лысенко в поселке Погромное легкой никак не назовешь. Это здание уже фигурировало в уголовных сводках – в 2013?м суд постановил, что на его строительстве казна Волжского потеряла 13 млн рублей. Казалось бы, после этой истории власти города-спутника должны были отнестись к объекту внимательнее. Но, увы, грянул очередной скандал.
Когда люди начали переезжать с острова Зеленого по программе переселения из аварийного жилья, их ждал шок – в трехэтажном доме уже появились трещины, окна и двери не закрывались, а в подвале рос камыш и стояла вода.
Вместе с жильцами спускаемся в подвал. Первое, что бросается в глаза – пластиковая канализационная труба, а на ней огромное количество «заплаток», которые обмотаны обычной проволокой.
– Хоть как?то залатали. А еще совсем недавно в этом месте зияла дыра, – рассказывают обитатели дома. – Посмотрите на эти скобы. Интересно, долго они выдержат?
Люди указывают на металлические крепления, назначение которых, судя по всему, – не дать разойтись двум бетонным плитам в основании дома. Такие же можно увидеть по углам, да и по всему периметру подвального свода. Позже различные формы такого крепежа мы встретим в подъездах на лестничных пролетах.
В одном из углов натыкаемся на лужу, которая образовалась прямо под фундаментом. Такое ощущение, что строители специально сделали «колодец» метр на метр, чтобы вода спокойно могла попадать в подвал. Если учесть, что дом стоит на берегу небольшого канала, берущего начало из Волги, представить, что здесь будет весной, несложно. Скорее всего, подвал просто затопит.
– А вот здесь рос камыш, – указывают на еще одну местную достопримечательность жители дома.
Правда, нам удается увидеть только остатки травы. Очевидно, что работники либо управляющей компании, либо строительной организации немного ее скосили. Надолго ли? Судя по пробивающимся сквозь асфальт возле дома росткам, бетонная преграда растению не помеха.
После экскурсии в подвал поднимаемся в квартиры. В одном из подъездов по потолку идут трещины, а на лестничных пролетах крошатся ступени и облицовочная плитка. А еще строительная фирма забыла установить почтовые ящики.
Ищите банкрота?
До заселения в квартире Елены Скориковой случился потоп.
– Сначала подумали, что затопили соседи сверху. Но потом выяснили, что там никто не живет. Как позже сообщил подрядчик, зал оказался в воде из?за материалов. Плиты, которыми перекрыты этажи, при строительстве использовались обледенелыми. Со временем они оттаяли, и излишек влаги нашел выход, – рассказывает Елена Анатольевна. – Я отказывалась подписывать акт приема-передачи квартиры, пока мне не устранили этот «недостаток». Строители через отверстие в потолке слили пять ведер воды.
Окна и двери, в том числе входная, в квартире не только Елены Скориковой, но и ее соседей, закрываются неплотно. Отовсюду дует. Жильцы подозревают, что ради экономии застройщик применял материалы, уже бывшие в употреблении. Так, трубы в квартирах уже покрыты коррозией, а напольное покрытие и вовсе скроено из разных лоскутов линолеума.
Любопытно, что строительная фирма выставила людям многотысячные коммунальные счета за тот период, когда дом еще не взяла на обслуживание управляющая компания. При этом деньги, по словам жителей, представитель подрядчика собирал наличными, не давая взамен ни чеков, ни расписок.
Анна Ерина рассказывает: когда узнала, что ее семью переселяют из ветхого дома с острова Зеленого в поселок Погромный, пыталась отказаться от такого подарка. Ведь этот населенный пункт находится довольно далеко от города. Женщина даже написала заявление в мэрию, но в ответ получила лишь судебный иск «о выселении в связи со сносом дома». В результате вынуждена была весной этого года все?таки получить новую квартиру.
– Из всех жильцов в старом доме по ул. Строительной наша семья единственная переселилась сюда. Остальные получили жилье в 14?м микрорайоне – в домах, возведенных солидным застройщиком, – сокрушается Ерина. – Утешает то, что компания, которая строила наш дом, должна в течение пяти лет по гарантии устранять недочеты в своей работе.
К сожалению, в скором времени претензии предъявлять будет некому. Согласно информации, размещенной на сайте Арбитражного суда Волгоградской области, на строительную фирму подали в суд с требованием о признании ее банкротом сразу несколько кредиторов. Получить комментарий о качестве застройки «ВП» не удалось – офисные телефоны компании не отвечают.
Мечты разбились о реальность
История злополучной трехэтажки по ул. Лысенко началась еще в 2008 году. Годом ранее в Волжском была принята программа по переселению жителей острова Зеленого, которые несколько десятилетий обитали в домах-времянках, предназначенных для строителей гидроэлектростанции. Люди жили в ужасных по нынешним цивилизованным меркам условиях, с «удобствами» во дворе.
Контроль за реализацией программы был возложен на заместителя главы администрации Волжского Михаила Кубанцева. По данным Следственного комитета, вице-мэр в интересах своего знакомого – генерального директора одной из коммерческих организаций – за бюджетные средства приобрел у него подлежащее сносу здание якобы с целью завершения строительства – готовность дома на тот момент составляла 44?%. Сделка состоялась в 2008 году. Объект был выкуплен за 13,4 млн рублей, хотя фактическая стоимость недостроя, как утверждал представитель прокуратуры на одном из судебных заседаний, не превышает и четырех миллионов.
В заявленные сроки здание, «не пригодное для строительства» (формулировка из материалов дела), так и не было закончено. Соответственно 200 человек, которых планировали туда переселить, никуда не переехали. В 2013 году вице-мэр был признан виновным в злоупотреблении и превышении должностных полномочий.
Однако вместо того чтобы снести недострой, летом 2013 года администрация Волжского выставляет его на открытый аукционный торг с начальной стоимостью почти 13,5 млн рублей. Выигрывает его ООО «ПромСтройПоволжье». С этой компанией и заключается договор купли-продажи.
Далее компания приступает к реконструкции дома – именно так значится в проектной декларации организации, размещенной на ее официальном сайте. Согласно этому документу стоимость работ составляет около 80 млн рублей. Достроить дом подрядчик планировал в июне 2014 года. Большую часть квартир на основе муниципального контракта долевого строительства для переселения граждан из аварийного жилья выкупила администрация Волжского.
Судя по валяющимся вокруг плитам, которые до сих пор никто не вывез, подрядчик разобрал прежнее строение и возвел на старом фундаменте новое. Однако к назначенному сроку дом сдан не был – к лету 2014 года был частично закончен первый этаж.
Но уже 31 декабря прошлого года администрация Волжского выдает фирме разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Любопытно, что к моменту окончания работ стоимость строительства была снижена почти на 10 млн рублей – получается, на чем?то застройщик явно сэкономил.
Сегодня жильцы дома № 82 чувствуют себя обманутыми – не о таком переселении мечтали они в бараках Зеленого. На брошенных плитах перелицованного долгостроя прыгает местная ребятня – родители боятся, что их чадо вот-вот сломает себе руку или ногу. Мусорные контейнеры также ничем не огорожены. Часто баки бывают переполненными настолько, что пакеты, бутылки в итоге валяются на асфальте, попадают в речной канал. Как рассказали нам обитатели «нехорошего» дома, они намерены отстаивать свои права на достойное жилье во всех инстанциях, включая судебные. Делом уже заинтересовалась местная организация ОНФ, «Волгоградка» также будет следить за развитием событий.
Александр Филиппов, юрист в сфере ЖКХ:
– Если участники программы переселения из аварийного жилья не согласны с качеством нового дома, то им необходимо для начала написать заявление в администрацию города о том, что застройщик нарушил определенные технические требования, и настаивать устранить недостатки. Ведь именно мэрия выдала разрешение о вводе дома в эксплуатацию. Также нужно выставить претензии самому застройщику, даже если в отношении него началась процедура банкротства. Обязательно надо дождаться ответа. Затем необходимо написать новое заявление в администрацию о том, чтобы дом признали аварийным. Мэрия обязана создать комиссию для обследования здания. Даже если придет ответ, что все в порядке, необходимо обратиться к независимому эксперту, который, скорее всего, выявит нарушения при строительстве объекта. Следующий шаг – направить заявление и результат независимой экспертизы в Следственный комитет с требованием о привлечении к уголовной ответственности за выполнение работ, не отвечающих технике безопасности. Правоохранительный орган назначит собственную экспертизу. В случае отказа в возбуждении уголовного дела не стоит опускать руки. Необходимо собрать все документы и направить их в Арбитражный суд, составить иск о признании дома аварийным. И после того, как суд это сделает, можно подавать заявление в инстанцию о сносе дома и выплате материального ущерба.
кстати
В администрации Волжского, куда мы обратились за комментарием, нам пояснили, что на основании положительного заключения госстройнадзора 30.12.2014 года управлением архитектуры и градостроительства города Волжского было выдано разрешение № RU 34302000?107 от 31.?12.?2014 на ввод объекта в эксплуатацию. Заключение выдано без замечаний. Заказчиком по данному объекту является ООО «ПромСтройПоволжье». По всем выявленным в процессе эксплуатации замечаниям жители должны обращаться в управляющую компанию. До 15.10.2015 будет проведена комиссия по решению вопроса устранения замечаний жильцов.
Фото автора