
Напомним, 23 ноября губернатор Волгоградской области представил программное послание, в котором изложил предварительные итоги работы региональных властей за три года и обозначил задачи на ближайшие годы. В ходе доклада Андрей Бочаров сообщил, что принял решение о создании Совета по социально-экономическому развитию, возглавить который предлагается Олегу Иншакову.
Приоритеты развития
– Олег Васильевич, каковы функции Совета, почему возникла необходимость в его создании?
– Создание экономического совета при губернаторе – важное решение. Поскольку первые входные задачи с инфраструктурой и развитием базовых условий для новой индустриализации уже созданы, теперь возникают вопросы, связанные с изменением условий функционирования бизнеса, созданием благоприятного инвестиционного климата, новых механизмов мобильного реагирования на ситуации. Сюда входят, например, налоговая система, региональный банк, тактика и стратегия приватизации, создание новых форм государственно-частного и муниципально-частного партнерства.
Важно, что совет будет состоять не из государственных служащих, не из представителей власти, а из тех специалистов, на кого и направлен процесс управления: предпринимателей, представителей науки и культуры, правовой, финансовой, аграрной сфер. Именно они, как получатели решений и исполнители всех условий, созданных для развития экономики, способны оценить эффективность этих решений, проэкспертировать их, предложить новые оригинальные решения для улучшения инвестиционного процесса до того, как проекты станут постановлениями и законами. Поэтому губернатор Андрей Бочаров решил, что необходима дополнительная независимая экспертиза от успешных представителей нашего общества, имеющих успешный опыт работы в экономике. Сейчас состав совета формируется, планируется, что в нем будет от 12 до 15 человек.
– Губернатор Волгоградской области на встрече с активом региона изложил свое инвестпослание, а также задачи на средний и долгосрочный периоды. Как вы оцениваете расставленные приоритеты?
– Программное послание губернатора имеет стратегическое значение, Андрей Бочаров владеет ситуацией и мыслит стратегически. С одной стороны, дана оценка тому, что уже сделано, с другой – поставлены задачи для улучшения инвестиционного климата, создания и развития новых предприятий на среднесрочную и долгосрочную перспективы. Иными словами, поставлены задачи для обновления экономики.
Повторюсь, очень важно, что уже развита инфраструктура – это первый этап развития и один из важнейших. Ведь современная инфраструктура создается на всей территории региона и вслед за приоритетными отраслями охватывает все сферы жизни области.
Как известно, для процветания любой экономической системы сначала нужно настроить именно инфраструктуру: транспорт, водо- и теплоснабжение – все то, что позволяет предприятиям активно работать.
Второй этап – создавать новые предприятия, чтобы войти в процесс неоиндустрилизации, который начался в нашей стране, внедрять в регионе высокие технологии в разных отраслях. И третий этап – совершенствование базового экономического механизма, на что особенно обратил внимание губернатор. Андрей Бочаров говорил о том, что нужно создать все необходимые условия для эффективности предпринимательства, прежде всего малого и среднего бизнеса, но именно тех представителей, которые участвуют в решении важных, стратегических задач и связаны с государственно-частным партнерством. Это говорит о том, что даны новые ориентиры для бизнеса.
– Большой блок в выступлении губернатора на той же встрече был посвящен теме государственно-частного партнерства. Наш регион правительство РФ часто ставит в пример по концессиям в ЖКХ, а какие еще сферы, на ваш взгляд, перспективны для концессии и других форм ГЧП?
– Считаю, что государственное частное партнерство для Волгоградской области было действительно самым лучшим выходом из той ситуации, которая сложилось до 2014 года: дефицит бюджета, отсутствие крупных инвесторов и в то же время необходимость решать масштабные задачи.
Практика показала, что подход к инвестициям через ГЧП, который был применен, верный, особенно в сфере инфраструктуры. Мировой исторический опыт, в том числе 19 и 20 веков, показывает, что использование концессии – удобный механизм, чтобы развивать инфраструктуру, в том числе, к примеру, добывать полезные ископаемые, решать социальные задачи.
Опыт Волгоградской области по созданию концессии в ЖКХ признан полезным для других регионов, мы стали примером того, как эффективно применять концессионный инструмент для развития экономики. Безусловно, этот подход, важно развивать. Перспективные отрасли для развития механизма ГЧП в регионе, например, здравоохранение, дорожно-транспортная отрасль, сфера АПК.
При этом важно понимать – речь идет не о внешних концессиях, которые опасны тем, что интересы страны могут не соблюдаться. Мы работаем с государством, с внутренними концессиями. То есть с тем капиталом, который контролируется, направляется и который стратегически ориентирован. И сейчас мы наблюдаем, что все поставленные губернатором задачи достигаются, прежде всего, привлечением инвестиций в основные фонды, в предприятия с муниципальным и государственным участием.
Доверие федерального центра заслужили результатами
– Губернатором поставлена задача – увеличить валовой региональный продукт региона до триллиона рублей к 2021 году. Какие источники роста вы видите для этого и какой эффект это даст в социально–экономическом развитии региона?
– Сейчас ВРП составляет примерно 750 млрд рублей, то есть показатель предстоит увеличить на треть. И это возможно. Для примера приведу Ростовскую область: при том, что у нас населения и предприятий меньше, чем в соседнем регионе, валовой продукт у нас выше.
Думаю, чтобы достичь нового рубежа, нужно развивать кластеризацию. Речь идет о таких направлениях, как, например, нефтяной, фармацевтический кластеры. Мы можем входить в национальные региональные и межрегиональные кластеры, но нужно продолжать уделять внимание локальным кластерам. Именно об этом, кстати, сказал Андрей Бочаров, когда говорил о том, что число инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе с 2014 года у нас выросло с 53 до 354, то есть в семь раз. Важно не сбавлять темпы, мы можем развивать кластеры на местах, связанные с выращиванием, переработкой, реализацией, хранением сельхозпродукции.
Отмечу при этом, что важно не распылять инвестиции, а аккумулировать и сочетать их в зависимости от их характера и роли в процессе воспроизводства в крупных, средних и малых предприятиях.
– На ваш взгляд, как изменилась работа администрации Волгоградской области в части взаимодействия с президентом, правительством, федеральными ведомствами?
– С 2014 года мы наблюдаем очень серьезное улучшение связей нашего регионального уровня с федеральным. Прежде всего, об этом говорят поступления из федерального бюджета на развитие инфраструктуры и региона в целом. И поступления из федерального бюджета продолжают расти. Так, на 2018 год они составят более 5 млрд рублей. Это говорит о том, что регион оправдал себя, доказал, что работа ведется честно, в нужном темпе и все целевые средства израсходованы правильно. Наведение порядка в ключевых сферах, стабилизация социально-экономической ситуации возвращает доверие как инвесторов, так и федерального центра.
– Как вы оцениваете перемены в развитии современной инфраструктуры на территории Волгоградской области?
– Работа ведется активно и темпы не сбавляются, прежде всего это касается дорожного строительства, новых транспортных сетей. Мы уже дошли до вопроса комфорта, а именно освещения улиц. Это даже в некотором смысле идеологический, политический и культурный ход, когда при помощи социальных проектов меняется имидж, состояние, среда обитания гражданина.
Развитие цифровой экономики
– На встрече с активом региона Андрей Бочаров отметил, что органам власти необходимо передавать на внешнее исполнение несвойственные им услуги, в том числе передавать их предприятиям с муниципальным и частным партнерством. На ваш взгляд, какие функции должны перейти в первую очередь?
– В регионе, как и в стране в целом развивается цифровая экономика, сфера МФЦ, с помощью которой возможно предоставлять значительное количество услуг без лишней волокиты и рабочих мест. На V Гражданском форуме президент Владимир Путин как раз говорил, что цифровая экономика значительно сократит количество управленцев. Негативно к этому относиться нельзя, надо понимать, что когда один чиновник начинает делать справку, потом передает доделывать другому – это волокита, ведь сейчас это можно сделать быстро в компьютерном режиме.
С другой стороны, люди, которые получили большой управленческий опыт и знакомы с экономикой в целом и с процессами управления на своей практике, могли бы перейти в реальные предприятия. Тем более, в инновационных предприятиях как раз такие люди понадобятся. И думаю, что передача несвойственных функций: оборота различных бумаг, лишних справок и документов – это позитивная тенденция. Государственные органы не должны заниматься непосредственно решением каких-то конкретных бытовых задач, для этого могут работать государственно-частные предприятия, а на конкурсной основе – любые организации вплоть до общественных.
– Как власть может стимулировать предприятия, которые принимают участие в реализации проектов рамках государственно-частного партнерства или муниципального партнерства?
– В ходе доклада губернатор поставил задачу перед профильными комитетами проработать дополнительные меры поддержки для представителей малого и среднего бизнеса, кто принимает участие в проектах частного государственного партнерства.
На мой взгляд, прежде всего, комитетам нужно проработать такие вопросы, как облегчение процедуры заключения договоров вступления в различные проекты, создание системы льгот. Фактически перед каждым инвестором могут встать два ограничения. Первое – инфраструктура и права собственности, этим вопросом регион активно и успешно занимается, инвестиционный климат в этом направлении улучшается. Второе ограничение – получение прав на аренду земли, помещений, уровень цен на аренду. Это предстоит решить.
Для инвестора очень важно и оформление самого проекта в ходе его подготовки, формирования и реализации. В этом вопросе важно применять лучшие практики, которые есть в стране, в том числе в Ростовской области. Важно создать комплексную систему содействия инвестициям, чтобы инвестор понимал, что приезжает на территорию, где созданы базовые инфраструктурные условия и где институциональные условия – нормы, порядки, правила, алгоритмы – тоже налажены и работают эффективно, есть государственная гарантия.
Еще очень важно понять, что те предприятия, которые работают на территории региона давно и решили расширяться за его пределы, – это позитивный результат. Главное – где они будут платить налоги. Поэтому важно создать условия, чтобы наши предприниматели, расширяя или создавая бизнес в других регионах, платили налоги в Волгоградской области. Решение этой задачи не только увеличит поступления в бюджет, но и создаст благоприятный инвестиционный климат, стимул для новых предприятий аккумулировать свои капиталы в регионе.
Поддержка новаторства
– Важная задача, обозначенная губернатором, – поддержка малого и среднего предпринимательства, повышение их эффективности. Какие практики стоит применить, внедрить в первую очередь?
– Думаю, что необходимо активнее применять механизмы налоговых каникул, государственных гарантий, конкурсов и грантов, предоставлять не только финансовую, но и организационную поддержку, внедрять сектор МСБ в инновационную сферу. Важно понимать, что импортозамещение должно сопровождаться производством высокотехнологичной продукции и дальше выражаться в расширении структуры нашего экспорта, который сейчас состоит на 43% из доходов от газа и нефти. Важно вовлечь сектор МСБ в процесс создания добавленной стоимости. Речь идет о самых разных этапах: логистики, маркетинга, рекламы, упаковки, складирования, хранения, правовых услуг. То есть мы в итоге продаем комплексный, упакованный продукт. Чем длиннее и крепче цепь добавленной стоимости – тем больше цена на продукт и тем больше мы получаем возмещение трудовых затрат в регион. Весь мир идет по этому пути.
– Обобщив сегодняшнее экономическое состояние и инвестпослание губернатора, как вы можете оценить экономическое будущее Волгоградской области?
– Если будем идти заданным губернатором темпом – логически и грамотно, то к 2021 году действительно сможем добиться триллиона ВРП, а может быть, и больше. Ключевая задача – в полной мере использовать возможности региона, чтобы единой командой добиться результата – вывести регион на новый уровень развития, оправдать доверие людей, перейти к стабильному лидерству в приоритетных отраслях.
При этом важно не бояться подходить к решению сложностей с инноваторской точки зрения. И эта работа уже началась. Например, у нас уже есть ряд серьезных предприятий, которые отличаются от традиционных – вместо химических процессов применяются экологически безопасные и более эффективные биологические подходы. Например, вместо традиционных способов выращивания овощей мы видим тепличное хозяйство. При этом важно создавать больше коллективных центров, где можно было бы при помощи серьезного оборудования и информационных массивов найти интересные решения.
Поделиться в соцсетях:
нет