Философия косплея: зачем переодеваться в героев компьютерных игр и аниме?

Философия косплея: зачем переодеваться в героев компьютерных игр и аниме?
Корреспондент «Волгоградской правды» расспросила об этом Екатерину Ионову, которая уже больше семи лет с удовольствием занимается косплеем.

От хоббитов до Алисы Селезневой

Что такое косплей? В переводе с английского costume play – костюмированная игра. Его можно сравнить и с театром, и с маскарадом. Косплееры облачаются в костюмы персонажей любимых аниме, фильмов, сериалов, видеоигр. Они любят своих героев, разыгрывают сцены с их участием, перевоплощая виртуальные экранные истории в «здесь и сейчас».

Главная цель косплеера – вдохнуть жизнь в любимого героя, говорить и действовать так, как будто персонаж спрыгнул с экрана и теперь ходит меж людей. Что для этого нужно: не просто «снять» его черты, скопировать стиль поведения, наряды, но и включиться во внутренний мир своего героя. Так что косплей – это настоящая философия.

Колумбами-первооткрывателями косплея принято считать поклонников бессмертной саги Толкиена «Властелин колец», которая открывала бескрайний простор для воображения и переодеваний в фантазийные средневековые одежды. Но, конечно, мощный толчок к развитию косплея дало увлечение японскими аниме и мангой.

– Заниматься косплеем я начала еще на первом курсе, – рассказывает волгоградский программист Екатерина Ионова. – Началось с того, что я случайно наткнулась в соцсети на клуб «Сатори», он собирался (и до сих пор собирается) в ВолГУ, где я и училась. Тогда они набирали людей на косплей по One Piece (манга Эйитиро Оды в жанре сенэн и ее аниме-экранизация, первый выпуск манги вышел 19 июля 1997 года в журнале Weekly Shonen Jump. – Прим. ред.), и я согласилась попробовать.

До этого Екатерина, и многие такие же, как она, видела косплей только в Интернете – и совершенно не представляла, что сама когда-нибудь станет таким заниматься. Но стоило попробовать и… как-то втянулась.

 

Все своими руками

Первый костюм был с дешевым китайским париком, обрезанной юбкой из «секонда», облачками на «паутинке» и шляпой из картона. С тех пор прошло много времени и фестивалей.

– Сейчас я четыре раза в неделю хожу отдыхать и пить чай в наш клуб «Аматерасу», организую фестиваль «Японский ШкАФ», костюмированные балы, участвую в небольших ролевых и днд-играх наших друзей из Волжского и многое другое. Косплей все еще остался со мной! Не сказать, что я особо хорошая швея-крафтер, но у меня есть «коллеги» по клубу с прямыми руками, которые всегда могут мне помочь. Например, сделать вот такую маску из нашего ориджинала Сороки и Попугая на фестиваль О. М. Г. 2015 года.

В личном архиве Екатерины есть фотографии ее ориджинала Попугая. Он чудесный! Уникальный костюм создан из вполне доступных подручных материалов. Маска – папье-маше, ПВХ, пенка, нагрудник – листовой ПВХ, перья – ткань, пропитанная ПВА для жесткости.

– Никогда бы не подумала, что буду знать, где находятся строительные рынки и магазины в моем районе, как пользоваться клеевым пистолетом, строительным феном и прочей недевочковой техникой, где найти дешевую обивку для салонов автомобилей, из которой прекрасно получаются «кожаные» части костюма, сколько стоит лист ПВХ два на три метра и чем его резать, какая краска в баллончиках лучше и насколько увеличивается строительная пена при высыхании. К счастью, многие советы уже есть в интернете, главное не лениться их искать.

Екатерина признается, что особенный кайф в том, чтобы довести идею до воплощения «под ключ» – сперва придумывать план, потом подбирать нужные материалы и придумывать способы изготовления наряда, общаться с людьми и чувствовать плечо товарищей по хобби, стараться успеть сделать все заранее и все равно доделывать в последнюю ночь. И  главное – испытывать полную эйфорию в те несколько минут, когда ты стоишь перед полным залом зрителей, аплодирующих тебе.

– Последнее время мы делаем больше ориджиналы или хуманизации. Это позволяет некоторую вольность в трактовке персонажей. Можно добавлять любые элементы, которые больше нравятся, подбирать более интересную ткань или узор. Или брать сложный образ вроде огромного человекоподобного робота и делать кимоно в его стиле. Например, как было на фестивале «Белые лисы идут» в мае этого года.

 

Косплей как народная дипломатия

Очень интересно Екатерина рассказывает об особенностях традиционной японской одежды. Сразу понятно, что эта тема ею глубоко изучена.

Человек непосвященный ни за что не поймет, что такое все эти юкаты, фурисоде, косоде с хакама, хаори Шинсенгуми (это имя собственное, так назывался военно-полицейский отряд времен бакумацу, у них была характерная форма – голубая накидка-хаори с белыми треугольниками по краю. – Прим. ред.), костюм Мико (служительницы храмов, одежда – белый верх и красный низ. – Прим. ред.) и прочее. Или вот, например, костюм оммедзи – «придворного мага» средневековой Японии и мифического ворона Тенгу. Самое потрясающее, что все это было сделано самостоятельно, включая роспись хакам (широкие штаны, завязываемые на поясе, – часть одежды во многих боевых искусствах. – Прим. ред.), деревянную обувь гэта.

Есть и не только традиционно японские образы – например, воин-наемник из Берсерка или Навсикая из одноименной полнометражки Миядзаки.

– Хочу еще упомянуть ежемесячные лекции от клуба «Сатори» в моем родном вузе, где можно посмотреть презентации на разные интересные темы о Японии, попить чай и поиграть в настольные игры. Новое общество дружбы городов-побратимов «Волгоград – Хиросима» устраивает видеоконференции с аналогичным японским обществом в Хиросиме: следующая намечена на апрель-май. Стороны рассказывают друг другу о своих городах, подготавливают творческие номера, задают друг другу вопросы.

Есть косплей по неяпонским фандомам – очень симпатичная Алиса Селезнева из «Тайны третьей планеты» или хуманизация далека из «Доктора Кто».

– Одни из самых любимых – Всадники Апокалипсиса. Это универсальные костюмы, мы ходили в них на Дне города, детям очень нравились! На самом деле я очень рада, что когда-то начала заниматься косплеем. Благодаря этому я познакомилась с множеством интересных людей, научилась создавать нужные вещи из подручных материалов, придумывать нестандартные решения, не бояться трудностей, организовывать людей и себя, выступать на сцене и всякому другому, что может мне пригодиться и за пределами косплея. Ну и, конечно, все это всегда делается ради возможности приятно провести время с друзьями и повеселиться на фестивалях.

Фото из архива Екатерины Ионовой.

 

Словарь.

Ориджинал (Original) – термин косплея. Автор создает оригинальный сюжет со своими собственными персонажами, т. е. в ориджинале больше свободы и никто не придерется, что образ не похож. Тем ориждиналы интересны и захватывающи.

Хуманизация – изображение живых существ, неодушевленных объектов и абстрактных понятий в виде людей.

Паперкрафт (papercraft) – это не что иное, как бумажное моделирование, создание геометрических тел, рукотворных и нерукотворных предметов, живых (или воображаемых, сказочных) существ из бумаги или картона.

Читайте Волгоградская правда.ру в:

Поделиться в соцсетях:

нет