Поликлиники региона осваивают «бережливую» модель оказания медпомощи

Поликлиники региона осваивают «бережливую» модель оказания медпомощи
В Волгоградской области формируется новая модель организации здравоохранения по оказанию первичной медико-санитарной помощи. Методика держится на трех китах: доброжелательное отношение к пациентам, четкая организация работы медперсонала и точная логистика для профилактических процедур. К технологии «бережливого производства» уже подключились девять взрослых и 13 детских поликлиник, до конца года к ним примкнут еще два медучреждения.

Навстречу пациенту

Федеральный проект «Бережливое производство» до 2020 года охватит все поликлиники Волгоградской области.

– Технология должна быть реализована во всех 245 структурных подразделениях  наших 66 взрослых и детских поликлиник, – подчеркивает заместитель губернатора Волгоградской области Владимир Шкарин. – Поэтому определен период до конца 2020 года, за это время нужно привести в порядок и сами медучреждения: сделать необходимый ремонт, оснастить оборудованием в соответствии со стандартами. То есть необходимы большие финансовые ресурсы. Но уверен, что федеральный проект, который реализуется совместно с госкорпорацией Росатом, с использованием лучших практик крупнейшего госбанка, приведет к хорошему результату.

Шкарин отметил также, что ранее задачу по повышению качества и доступности медицинской помощи и участию в профильных федеральных программах перед областной администрацией поставил губернатор Андрей Бочаров.

Здоровая арифметика

Одной из первых к проекту примкнула детская клиническая поликлиника № 15. С января здесь внедрено «бережливое производство». Начали с оптимизации регистратуры, работы участкового врача на приеме и перераспределения нагрузки между врачом и средним медперсоналом. Пристальное внимание стали уделять профилактике.

– В поликлинике организован кол-центр, введена должность администратора регистратуры, запись к врачам-специалистам и на повторный прием осуществляется в кабинете врача, там же оформляется и талон  амбулаторного пациента, – рассказывает главврач Ольга Павлова. – Мы организовали картохранилище, провели цветную маркировку амбулаторных карт по участкам – так проще ориентироваться, а значит, экономится время на поиск. Мы разработали маршрутные карты, стандартные операционные процедуры для администратора и сотрудников регистратуры. 

В итоге время ожидания в очереди в регистратуру и время оформления записи на прием к врачу уменьшилось в пять раз – с 25 минут до 5, а дозвониться можно в течение трех минут, а не 16–30, как раньше.   

На втором этапе в поликлинике ввели прием к участковым врачам-педиатрам только по предварительной записи – это помогает избежать очередей. Отдельный врач  работает с «острыми» пациентами  без записи или не в часы приема своего участкового.

Такая логистическая оптимизация позволила снизить время ожидания у кабинетов врачей с 30 минут до 5. И, соответственно, пребывание в поликлинике занимает уже на 1,5 часа, а полчаса.  Увеличилось и само время работы врача непосредственно с пациентом – 10 минут из 15, отведенных на прием.

Проведение профилактических осмотров несовершеннолетних пациентов по новой модели пока идет в тестовом режиме. Но уже можно говорить об эффективности и здесь.

И подобные результаты в каждом медучреждении, внедряющем модель «бережливого производства». 

Медики проявляют «бережливую» инициативу

«Бережливые поликлиники» – это будущее регионального здравоохранения, считают в облздраве.

– Проект однозначно требует определенных капиталозатрат, – говорит председатель комитета здравоохранения Волгоградской области Анатолий Себелев. – Для обычных поликлиник необходимо порядка 25 миллионов рублей, изыскиваются и внебюджетные средства. Но однозначно по этому пути надо идти, иначе мы не будем конкурентоспособными.  Неслучайно медорганизации, которые не участвуют в пилотном проекте, смотрят на опыт коллег и начинают его перенимать.

К примеру, клиническая поликлиника № 12 планирует присоединиться к проекту в 2019 году. Но уже сегодня в учреждении делают шаги на пути к «бережливости».

– Люди привыкли к давно сложившейся системе амбулаторной помощи, и нужно переформатировать как сам механизм, так и отношение к нему пациентов, – считает главврач Ирина Бочкова. – А еще нужно создать мотивацию в сознании самих врачей, медперсонала. Одна из созданных эффективных структур – выездная патронажная служба для пациентов маломобильных групп. Мы начинаем работу по обходу домов, чтобы выявить людей, которым нужна наша помощь, но они по каким-либо причинам за ней не обращаются.

Федеральный проект рассчитан на взрослые и детские поликлиники. Но активно влиться в процесс решила  по собственной инициативе, к примеру, стоматологическая ассоциация Волгоградской области. И с 16 августа в медучреждениях этого профиля тоже внедряют «бережливое производство».

– Основная цель  –  повысить удовлетворенность пациента качеством оказанных медицинских услуг, – поясняет главврач Волгоградской областной клинической стоматологической поликлиники Хосяин Салямов. – Для достижения результата нам необходимо увидеть все происходящее в медучреждении его глазами. Пациент оценивает только то, что видит и воспринимает, то есть верхнюю часть айсберга. Основная задача качественного менеджмента – влиять на оценку и восприятие потребителя услуг и стараться максимально управлять тем образом медучреждения,  который у него складывается. Удовлетворенность пациентов является одним из важнейших аспектов внутреннего аудита.

Отзывы о работе стоматологической поликлиники собирают не только через кабинетное анкетирование, за ними активно следят в интернете, мониторят отзывы, жалобы, благодарности и замечания.  

Грамотное опережение

По мнению председателя комитета по охране здоровья облдумы Натальи Семеновой, медучреждениям очень важно действовать на опережение и создавать систему грамотной организации работы. Это нужно для того, чтобы пациент перестал махать рукой на свое здоровье, а хотел идти в поликлинику. Человек должен быть уверен: в поликлинике к нему будут внимательны и доброжелательны, его ждет не формальный осмотр, а полноценная диагностика и качественное лечение.

– В бюджете закладываются определенные средства на реализацию этого проекта. И, конечно, для нас принципиально важно,  на что именно они станут расходоваться, – подчеркивает депутат Семенова. – Впрочем, наш регион тоже старается действовать на опережение. Новая централизованная лаборатория – это один из принципов «бережливого производства», которое сегодня внедряется.

Первые итоги реализации проекта в пилотных медучреждениях уже получили высокую оценку специалистов Федерального центра первичной медико-санитарной помощи. Активное освоение новой технологии  успешно продолжается.

Комментарии

Результат будет однозначно! Предприятия Росатома на своем примере показали эффективность бережливых технологий, и поликлиники не останутся в стороне. И персоналу станет более комфортно работать, и, конечно же, посетителям.

Добавить комментарий

Поделиться в соцсетях