1. Прокол на Тулака – один из самых затяжных долгострое. Его возводили в общей сложности 20 лет.
2. Готовый проект два раза проходил корректировку в связи с изменившимися нормами и требованиями. Так, например, проектировщикам пришлось добавить эвакуационные выходы, светофорное регулирование, увеличить количество светильников, использовать для покраски мраморную крошку.
3. Несмотря на доработки проект был уникальным. Впервые в России прокол под железнодорожным полотном сделали, не останавливая движение поездов. «Только спустя 10 лет наш опыт повторили в Москве, – говорит генеральный директор «Харьковметропроект», разработчик проекта Владимир Коровниченко. – Под второй веткой копали открытым способом – удалось договориться об этом с РЖД. Экономия времени – полгода!
4. Во время строительства были обнаружены грунтовые воды, не выявленные при проведении предварительной инженерно-геологической разведки. Пришлось по ходу решать эту проблему и сооружать дренаж вдоль всего тоннеля.
5. Толщина нижних боковых стен достигает от 800 мм до 1,2 м.
6. Для прочности в землю под железной дорогой были пробиты 35 труб диаметром 1,2 метра, в каждую из которых специальной пушкой был залит железобетон. Потом идет еще 400 мм бетона – потолок тоннеля. "Сто лет прослужит прокол, сделали капитально", – убеждает сварщик «Волгоградметропроекта» Юрий Дегтярев.
7. «Изначально проект предусматривал только строительство тоннеля, развязкой должна была заниматься другая организация. Но позже было решено объединить работы в один проект. Длина новой шестиполосной дороги составляет 998 метров, из которых 205 метров проходят под землей, под двумя железнодорожными ветками. Ширина тоннеля – 24,5 метра, высота – 5,5 метра», – говорит технический директор «Волгоградметропроекта» Виталий Дехтярев.
8. Объем грунта, вывезенного с объекта, составляет 150 тыс. кубических метров. Часть оставили для выравнивания и благоустройства, другая ушла на засыпку тоннеля для скоростного трамвая на Ельшанке. Остатки вывезли на специально отведенное место за 10 километров от объекта.
9. Каждая партия бетона перед заливкой проходила лабораторные испытания на прочность.
10. Общее количество людей, задействованных на стройке, подсчитать невозможно. В активные периоды здесь трудились 100–170 человек в три смены. Среди них есть такие, кто отработал на проколе все 20 лет. Некоторые достигли за это время пенсионного возраста, но не уходили до тех пор, пока переезд не будет запущен.