Нужен закон о ТОСах

Нужен закон о ТОСах
Контрольно-счетная палата Волгоградской области провела анализ эффективности использования средств областного бюджета, направленных на развитие территориального общественного самоуправления Волгоградской области за 2011 год. Материалы КСП рассмотрены на недавнем заседании общественного совета при региональном министерстве по делам территориальных образований, в котором приняли участие аудитор КСП Волгоградской области Наталья Ноздрюхина, специалисты профильного министерства, лидеры тосовского движения в регионе.

Где же помощь местной власти?

И специалисты КСП, и представители регионального министерства по делам территориальных образований едины во мнении: по состоянию на середину 2012 года тосовское движение в Волгоградской области развито достаточно широко. С 2007 по 2012 годы количество организаций ТОС выросло с 1569 до 1951, из них юридических лиц – 1130. С 2011 года средства на поддержку и развитие ТОСов выделяются в рамках долгосрочной областной целевой программы.

Чтобы достичь таких показателей, как отмечают эксперты-аудиторы, в Волгоградской области на развитие ТОСов направляется наибольший объем бюджетных средств среди субъектов РФ. Вторым по объему бюджетной поддержки ТОСов является Краснодарский край – там на развитие ТОСов отпущено 46 млн руб. за счет краевого бюджета и 96 млн за счет местных бюджетов.

Однако, как отмечает аудитор КСП Наталья Ноздрюхина, в нашем регионе наблюдается большая разница получаемых бюджетных средств на каждого члена ТОСа. Разброс показателя объема премии на одного жителя в 2011 году составлял от 46,4 руб. на жителя в Волгограде до 994,6 руб. на жителя в Котовском районе. Во многом такая ситуация складывается из-за слабой поддержки тосовского движения муниципалитетами, выяснили специалисты КСП. К примеру, если в городе-миллионнике Омске муниципальная программа поддержки ТОСов составляет порядка 105 миллионов рублей, аналогичная программа в нашем областном центре – на сто миллионов меньше! На уровне муниципальных районов Волгоградской области местные целевые программы, как выяснили специалисты КСП, носят скорее организационный характер при незначительных объемах финансирования мероприятий. В тех же муниципальных образованиях, где более ощутима помощь местной власти, и ТОСы развиваются активнее. К примеру, в бюджете Котельниковского муниципального района на 2012-2014 годы заложены средства на реализацию программы «Развитие ТОС Котельниковского района на период 2011-2015 годы» по 0,8 млн руб. ежегодно.

Одна из пионеров тосовского движения в регионе Нина Дерябина из Кумылженского района обратилась к членам общественного совета: «Давайте действовать по такому принципу: наряду с областным конкурсом ТОС может участвовать в создании целевых программ. Если общественное самоуправление готово субсидировать программу, пусть к ней подключаются и муниципалитет, и регион».

Председатель общественного совета при региональном министерстве по делам территориальных образований Ефим Шустерман поддержал предложение: «Грантовая система поощрения ТОСов, как подтверждают в исследовании специалисты КСП, существует в ряде регионов и может быть применима у нас. Необходим отдельный закон, который предусматривает развитие ТОСов в регионе. Тогда станет до конца понятной и применимой на деле система взаимодействия ТОСов с органами исполнительной власти, с другими социальными и бизнес-институтами».

Учиться никогда не поздно

Чтобы разобраться, какая деятельность в приоритете у областных тосовцев, участники общественного совета коснулись результатов анализа использования средств тосовцами. Как отметили специалисты КСП, основным источником деятельности региональных ТОСов являлись премии из областного бюджета (в 2011 году – 203,8 млн руб., или 82%). На втором месте по объему находятся доходы от платных услуг (7,6%), которые в основном являются услугами в сфере коммунального хозяйства, на третьем – добровольные пожертвования (6,9%), и только на четвертом – средства местных бюджетов (2,5%).

Объем средств,использованных организациями ТОС на развитие материально-технической базы,составил 16,5 млн руб., или 8,1% от объема премий. В большинстве районов указанные расходы не превышали полмиллиона рублей. Средства направлялись на приобретение электро- и бензоинструмента и запчастей к нему, компьютерной и оргтехники, бытовой и музыкальной техники, офисной мебели, детских площадок. Наибольший объем средств (более 1,0 млн руб.) сложился в Алексеевском, Кумылженском, Октябрьском, Ольховском, Палласовском районах – там тосовцами для нужд поселений приобретались автомобили, тракторы и дополнительное оборудование к ним. Из всех остальных направлений расходования премий наибольший объем – 38,5 млн руб., или 18,9%, составили расходы на благоустройство, а также 21,7 млнруб., или 10,7%, расходы на культуру и спорт. В иные расходы организаций ТОС, которые составили 19,0 млн руб., или 9,3%, включены расходы на материальную помощь школам, детским садам,фельдшерско-акушерским пунктам, ветеранам, многодетным семьям и людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, а также расходы на уплату налогов на доходы организаций, на услуги банков, консультационные и информационные услуги, расходы на запасные части.

В ходе проверки КСП в ТОСах выявлены отдельные недостатки ведения учета финансово-хозяйственной деятельности организаций ТОС. Поэтому как одной из важных рекомендаций КСП региональному министерству было предложение расширить количество обучающих семинаров для актива ТОСов. Это, по словам финансовых ревизоров, и обеспечит одно из условий реализации областной программы, направленной на развитие тосовского движения: поспособствует увеличению количества ТОСов-юридических лиц. С экспертным мнением согласились многие представители ТОСов. Наталья Лушкина, председатель ТОС «Ореховское» из Даниловского района, предложила:«Нужно составить единую форму отчетности и организовывать обучающие курсы, в том числе и с элементами бухгалтерской деятельности. А у нас все на самообразовании пока поставлено». Ее поддержала председатель ТОС «Волгоградский» из Калача-на-Дону Любовь Понеделко: «Достойная работа контрольно-счетной палаты дала возможность наблюдать реальную картину развития ТОСов в Волгоградской области. Мы объединили жителей. Люди почувствовали себя нужными, востребованными в общественных делах! Территорию ТОС можно увеличить, жители соседних территорий, к примеру, просят присоединить их территорию к нам. Но страшно брать на себя ответственность. Необходимы системные обучающие семинары, а еще лучше курсы по предоставлению отчетности, тогда будет легче».

Члены общественного совета решили подготовить предложения по развитию тосовского движения в региональное министерство по делам территориальных образований и областное заксобрание.Тосовцы пекутся о создании областного закона, где будут прописаны принципы взаимодействия с местной исполнительной властью, система развития ТОСов – их полномочия как хозяйствующих субъектов и, что немаловажно, как новых институтов гражданского общества.

В Волгоградской области на развитие ТОСов направляется наибольший объем бюджетных средств среди субъектов РФ. Вторым по объему бюджетной поддержки ТОСов является Краснодарский край – там на развитие ТОСов отпущено 46 млн руб. за счет краевого бюджета и 96 млн за счет местных бюджетов.