
Где же помощь местной власти?
И специалисты КСП, и представители регионального министерства по делам территориальных образований едины во мнении: по состоянию на середину 2012 года тосовское движение в Волгоградской области развито достаточно широко. С 2007 по 2012 годы количество организаций ТОС выросло с 1569 до 1951, из них юридических лиц – 1130. С 2011 года средства на поддержку и развитие ТОСов выделяются в рамках долгосрочной областной целевой программы.
Чтобы достичь таких показателей, как отмечают эксперты-аудиторы, в Волгоградской области на развитие ТОСов направляется наибольший объем бюджетных средств среди субъектов РФ. Вторым по объему бюджетной поддержки ТОСов является Краснодарский край – там на развитие ТОСов отпущено 46 млн руб. за счет краевого бюджета и 96 млн за счет местных бюджетов.
Однако, как отмечает аудитор КСП Наталья Ноздрюхина, в нашем регионе наблюдается большая разница получаемых бюджетных средств на каждого члена ТОСа. Разброс показателя объема премии на одного жителя в 2011 году составлял от 46,4 руб. на жителя в Волгограде до 994,6 руб. на жителя в Котовском районе. Во многом такая ситуация складывается из-за слабой поддержки тосовского движения муниципалитетами, выяснили специалисты КСП. К примеру, если в городе-миллионнике Омске муниципальная программа поддержки ТОСов составляет порядка 105 миллионов рублей, аналогичная программа в нашем областном центре – на сто миллионов меньше! На уровне муниципальных районов Волгоградской области местные целевые программы, как выяснили специалисты КСП, носят скорее организационный характер при незначительных объемах финансирования мероприятий. В тех же муниципальных образованиях, где более ощутима помощь местной власти, и ТОСы развиваются активнее. К примеру, в бюджете Котельниковского муниципального района на 2012-2014 годы заложены средства на реализацию программы «Развитие ТОС Котельниковского района на период 2011-2015 годы» по 0,8 млн руб. ежегодно.
Одна из пионеров тосовского движения в регионе Нина Дерябина из Кумылженского района обратилась к членам общественного совета: «Давайте действовать по такому принципу: наряду с областным конкурсом ТОС может участвовать в создании целевых программ. Если общественное самоуправление готово субсидировать программу, пусть к ней подключаются и муниципалитет, и регион».
Председатель общественного совета при региональном министерстве по делам территориальных образований Ефим Шустерман поддержал предложение: «Грантовая система поощрения ТОСов, как подтверждают в исследовании специалисты КСП, существует в ряде регионов и может быть применима у нас. Необходим отдельный закон, который предусматривает развитие ТОСов в регионе. Тогда станет до конца понятной и применимой на деле система взаимодействия ТОСов с органами исполнительной власти, с другими социальными и бизнес-институтами».
Учиться никогда не поздно
Чтобы разобраться, какая деятельность в приоритете у областных тосовцев, участники общественного совета коснулись результатов анализа использования средств тосовцами. Как отметили специалисты КСП, основным источником деятельности региональных ТОСов являлись премии из областного бюджета (в 2011 году – 203,8 млн руб., или 82%). На втором месте по объему находятся доходы от платных услуг (7,6%), которые в основном являются услугами в сфере коммунального хозяйства, на третьем – добровольные пожертвования (6,9%), и только на четвертом – средства местных бюджетов (2,5%).
Объем средств,использованных организациями ТОС на развитие материально-технической базы,составил 16,5 млн руб., или 8,1% от объема премий. В большинстве районов указанные расходы не превышали полмиллиона рублей. Средства направлялись на приобретение электро- и бензоинструмента и запчастей к нему, компьютерной и оргтехники, бытовой и музыкальной техники, офисной мебели, детских площадок. Наибольший объем средств (более 1,0 млн руб.) сложился в Алексеевском, Кумылженском, Октябрьском, Ольховском, Палласовском районах – там тосовцами для нужд поселений приобретались автомобили, тракторы и дополнительное оборудование к ним. Из всех остальных направлений расходования премий наибольший объем – 38,5 млн руб., или 18,9%, составили расходы на благоустройство, а также 21,7 млнруб., или 10,7%, расходы на культуру и спорт. В иные расходы организаций ТОС, которые составили 19,0 млн руб., или 9,3%, включены расходы на материальную помощь школам, детским садам,фельдшерско-акушерским пунктам, ветеранам, многодетным семьям и людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, а также расходы на уплату налогов на доходы организаций, на услуги банков, консультационные и информационные услуги, расходы на запасные части.
В ходе проверки КСП в ТОСах выявлены отдельные недостатки ведения учета финансово-хозяйственной деятельности организаций ТОС. Поэтому как одной из важных рекомендаций КСП региональному министерству было предложение расширить количество обучающих семинаров для актива ТОСов. Это, по словам финансовых ревизоров, и обеспечит одно из условий реализации областной программы, направленной на развитие тосовского движения: поспособствует увеличению количества ТОСов-юридических лиц. С экспертным мнением согласились многие представители ТОСов. Наталья Лушкина, председатель ТОС «Ореховское» из Даниловского района, предложила:«Нужно составить единую форму отчетности и организовывать обучающие курсы, в том числе и с элементами бухгалтерской деятельности. А у нас все на самообразовании пока поставлено». Ее поддержала председатель ТОС «Волгоградский» из Калача-на-Дону Любовь Понеделко: «Достойная работа контрольно-счетной палаты дала возможность наблюдать реальную картину развития ТОСов в Волгоградской области. Мы объединили жителей. Люди почувствовали себя нужными, востребованными в общественных делах! Территорию ТОС можно увеличить, жители соседних территорий, к примеру, просят присоединить их территорию к нам. Но страшно брать на себя ответственность. Необходимы системные обучающие семинары, а еще лучше курсы по предоставлению отчетности, тогда будет легче».
Члены общественного совета решили подготовить предложения по развитию тосовского движения в региональное министерство по делам территориальных образований и областное заксобрание.Тосовцы пекутся о создании областного закона, где будут прописаны принципы взаимодействия с местной исполнительной властью, система развития ТОСов – их полномочия как хозяйствующих субъектов и, что немаловажно, как новых институтов гражданского общества.
В Волгоградской области на развитие ТОСов направляется наибольший объем бюджетных средств среди субъектов РФ. Вторым по объему бюджетной поддержки ТОСов является Краснодарский край – там на развитие ТОСов отпущено 46 млн руб. за счет краевого бюджета и 96 млн за счет местных бюджетов.