
В собрании этого музея находятся 12 станковых произведений Петра Малкова, из которых 7 составили небольшую пластическую сюиту в проекте «Пространство ХХ века» и представлены в экспозиции юбилейной выставки.
Петром Малковым созданы такие знаковые работы, как мемориальная стена на Доме Павлова (в соавторстве с А. Головановым), монумент морякам-североморцам, памятник Саше Филиппову, а также большинство памятников в Волжском, почетным гражданином которого являлся Петр Лукич.
Этот человек сыграл важную роль в формировании волгоградской и волжской организаций художников, он много лет преподавал, воспитал несколько поколений архитекторов и художников.
Экскурсию по выставочной экспозиции провела заместитель директора музея по научной работе – дочь Петра Малкова Ольга Петровна.
«Какие ощущения испытывает дочь скульптора на открытии мемориальной выставки в честь 100-летия со дня его рождения?» – спрашиваем Ольгу Малкову.
«Во-первых, – отвечает она с улыбкой, – поверить в то, что твоему родителю сегодня 100 лет, просто невозможно! Поэтому я испытываю растерянность: сколько же тогда сейчас мне?.. Испытываю и некоторое недоумение по поводу этой ситуации... Но главное – для меня радостно, что его работы не ушли вместе с эпохой, в которую он творил, они украшают и Волжский, и Волгоград. И, как мне кажется, могут жить и дальше, преодолевая время, в которое были созданы».
По призванию и образованию Петр Малков – монументалист. Он приехал в Сталинград в 1959 году после окончания Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В. Мухиной.
Малков – ветеран Великой Отечественной войны. Его боевой путь прошел от Воронежа до Праги. Поэтому тема памяти о подвигах защитников Отечества занимала в его творчестве особое место.
Композиция «Подвиг» родилась у скульптора в ходе размышлений над образом Михаила Паникахи и обрела более обобщенный смысл – самопожертвования, самоотдачи в трудное для страны время. В каждую из своих работ, посвященных теме войны, мастер вкладывал собственные переживания.
Особенности художественного языка Петра Малкова сформировались в работе над монументами, предназначенными для жизни в пространстве улиц и площадей. Созданные им памятники для Волжского фактически определили монументальный облик города. Среди них – знак «Волжский» на въезде в город, монумент воинам Гражданской и Отечественной войн, обелиск Комсомольской славы, памятники Ф. Г. Логинову, Я. М. Свердлову, Д. М. Карбышеву, Г.К. Жукову и А. С. Пушкину.
Искусство Малкова отразило его жадный интерес к истории, творцам и мечтателям, достигающим вершин духа. К таким, например, как итальянский философ, поэт и политический деятель Томмазо Кампанелла, выдающиеся русские писатели Лев Толстой и Александр Пушкин. И в образах современников он искал обобщающее начало, концентрировал главное, общечеловеческое.
Среди героев Малкова – исключительно созидатели, люди труда: рабочие, ученые, художники. В их числе представленные на выставке в монументальных образах монтажник Н. Кухаренко и юная ткачиха Т. Попова.
Петр Малков свободно владел классическими технологиями, навыками обращения с самыми разными материалами, добиваясь точности выражения сути образа в камне, дереве и металле. Многозначные, раскрывающее нечто новое в каждом ракурсе, его скульптуры, по выражению некоторых искусствоведов, выглядят «слишком живыми».
В основе искусства Малкова – глубокое уважение к человеку, восхищение перед возможностями силы его творческого духа. Героев скульптора-монументалиста объединяют благородство, воля, внутренняя значимость, независимая и гордая энергия. Эти качества, кстати, были присущи и самому художнику.
Поделиться в соцсетях:
нет