
Тема ленд-лиза в годы Второй мировой по сей день вызывает противоречивые суждения специалистов, и не только их. Долгое время, в пору холодной войны, отечественные средства пропаганды практически замалчивали ее. Поэтому даже сейчас немногие знают, что в Сталинградской битве участвовала авиационная дивизия, полностью укомплектованная английскими истребителями «харрикейн» – а их в ней было более 120 единиц.
Серьезным испытанием для «харрикейнов» стало участие в боях на дальних подступах к Сталинграду. Если на северном театре военных действий немцы зачастую применяли в 1942 году устаревшую технику, то на юг они бросили все лучшее. А потому советское командование срочно перебросило на это направление 235-ю истребительную авиационную дивизию под командованием подполковника Ивана Подгорного. В нее входили 46-й, 191-й, 180-й и 436-й авиаполки, укомплектованные «харрикейнами».
Наша авиация действовала тогда в тяжких условиях господства противника в воздухе. Но уже за первые пять дней июля «харрикейны», несмотря на нехватку горючего и запчастей, сбили 29 самолетов врага. А за весь июль, проведенный ею в почти беспрерывных воздушных боях на Дону, 235-я дивизия потеряла всего 17 «харрикейнов», тогда как воевавший с ней противник – вдвое больше боевых машин. Этот успех английских самолетов отчасти объяснялся их удачным взаимодействием с самолетами советскими, а также хорошей подготовкой советских пилотов, летавших на них.
Но постепенно обе сражающиеся стороны повысили качественный уровень авиационной техники. В небе Сталинграда появились самые современные модификации «Яковлевых» и «Лавочкиных», английские же истребители из-за отсутствия их новых поступлений постепенно исчезли из парка 8-й воздушной армии. На 1 августа их оставалось всего 11, из которых боеспособными были всего три.
Со временем «харрикейны» постепенно перестали применяться на фронте как истребители, хотя небольшое их количество использовалось в качестве самолетов-разведчиков и корректировщиков. В разведчики же «харрикейны» переоборудовались обычно прямо в летных воинских частях. При этом после реконструкции они несли специальный фотоаппарат в фюзеляже, за местом пилота. Такими машинами располагали как специальные разведывательные полки, так и обычные истребительные. А в Саратовской высшей авиационно-планерной школе «харрикейны» переделали для буксировки ими десантных планеров. Вместе с планерами они совершили тогда несколько полетов к партизанам, вглубь оккупированной гитлеровцами территории.
Но основной сферой применения «харрикейнов» во второй половине войны оказались части ПВО. В них эти самолеты стали поступать уже с декабря 1941 года, а еще через год этот процесс резко ускорился. Этому способствовало поступление из Англии в СССР самолетов модификации II С, оснащенных четырьмя 20 мм пушками «Испано». В то время ни один советский истребитель не имел столь мощного вооружения. Но испытания «харрикейна»-IIС показали, что из-за его большого веса он еще тихоходнее, чем предыдущая его модификация IIВ. Как следствие этот самолет совершенно не годился для борьбы с вражескими истребителями, а вот для бомбардировщиков «люфтваффе» он представлял собой немалую опасность. Поэтому не удивительно, что большинство поставленных в СССР машин этого типа поступило тогда в полки ПВО. К тому же полная их радиофикация позволила эффективно наводить эти самолеты на цели по радио.
Так, 24 марта 1942 года звено «харрикейнов» 769-го истребительного авиаполка было наведено на группу из 18 фашистских самолетов, включая восемь современных «юнкерсов». Два «юнкерса» были при этом сбиты, а остальные улетели прочь, сбросив свои бомбы беспорядочно на близлежащие сопки.
В 1944 году часть «харрикейнов» использовалась в ПВО страны как самолеты-осветители при отражении ночных налетов гитлеровской авиации. Обычно каждый «харрикейн» при этом брал на борт по две осветительных бомбы САБ-100 и сбрасывал их, находясь на 2000-2500 метров выше вражеских бомбардировщиков. В полках ПВО для этих целей держали от двух до четырех «харрикейнов».
Однако приблизительно за год до окончания войны даже немецкие самолеты-разведчики вглубь нашей страны уже не забирались, а потому и потребность наших ВВС в «харрикейнах» постепенно отпадала. Последний свой боевой вылет в СССР «харрикейн» совершил в Калмыкии, 23 мая 1944 года. Четырем летчикам из 933-го истребительного авиаполка поручили тогда найти и уничтожить в калмыцких степях совершивший там посадку немецкий транспортный самолет «фокке-вульф». Пролетев над степью около 270 километров, они нашли и подожгли эту немецкую четырехмоторную машину, а затем поддержали огнем пулеметов подразделение НКВД, вступившее в бой с находившимися на ее борту германскими военнослужащими.
DNG
Поделиться в соцсетях:
нет