Плацдарм для победы

То, что Сталинград стал ареной решающего сражения в Великой Отечественной войне, – общеизвестно. Но есть подробности сражения на берегах Волги, которые не так широко известны.

В институте географии АН СССР, где в те годы работали специалисты по географическому обеспечению театров военных действий, была создана комиссия по геолого-геоморфологическому обслуживанию Красной Армии, одним из руководителей которой являлся А. Е. Ферсман.
Строительство оборонительных сооружений на подступах к Сталинграду и в самом городе началось с 13 октября 1941 года. Было построено пять рубежей общей протяженностью 2572 км, 200 км противотанковых рвов, 93 км заграждений. Их сооружением занимались 225 тысяч человек. Оборудовались доты, «щели» – бомбоубежища в виде узких траншей, покрытых бревнами, землей с использованием неровностей рельефа местности.
В 1942-1943 годах наша область стала важным плацдармом на подступах к Северному Кавказу, в ходе обороны которого и наступил великий перелом в Великой Отечественной войне. Здесь на площади 80 тысяч квадратных километров были сосредоточены линии трех фронтов: Сталинградского, Юго-Западного и Донского. Овраги и балки служили хорошим укрытием, серьезной преградой для передвижения фашистских танков.
В ноябре 1942 года наши войска с боем взяли Латошинку, Акатовку, хутор Томилин. Из-за удобного стратегического положения советских орудий, атаки врага на высоты водоразделов оказались безрезультатными, в результате чего захватчики оказались блокированы…
Во время наступления 19 ноября 1942 года для передвижения танковых частей на юг и юго-восток был выбран плоский водораздельный рельеф «венцов» Донской гряды, что позволило всего за двое суток советским танкам и пехоте пройти от станицы Клетской к Калачу-на Дону, срезав на ближайшей прямой Большую излучину Дона.
Овражно-балочная система являлась естественными окопами, использовалась как блиндажи, для укрытия и продвижения. Она использовалась и противником: так, в центральной части города долина и склоны реки Царицы стали несостоявшимся «коридором прорыва» к Волге.
Советским командованием при разработке Сталинградского окружения были использованы особенности природных условий. Так, скрытое накопление крупных сил Красной Армии осенью 1942 года стало возможным благодаря умелому использованию лесных массивов Нижнего Хопра, Медведицы, Среднего Дона.
Великий вклад в Победу на Волге внесли гражданские и военные железнодорожники: в район битвы с июля 1942 года до начала 1943 года было направлено для сражающихся частей Красной Армии 3269 оперативных эшелонов и 1056 поездов со снабженческими грузами. С личным составом, продовольствием, горючим, боеприпасами – 202 377 вагонов.
Готовясь к контрнаступлению (операция «Уран») Ставка перебросила в район Сталинграда 60% всех танковых и механизированных соединений, имевшихся на советско-германском фронте, а также 115 дивизионов реактивной артиллерии. Назад, в тыл шел поток сотен тысяч раненых и эвакуированных, материальных ценностей.
Паровозные бригады проявляли не только героизм и стойкость, но и военную смекалку. Применялся ими, например, маневр смены направления движения. Резко останавливали поезд, дав контрпар, начинали движение в обратном направлении, чем значительно снижали шансы прямого попадания гитлеровских бомб.
Все это позволило не только обеспечить оборону Сталинграда, но и оперативно подготовить решающие победные удары на уничтожение гитлеровской группировки.

Читайте Волгоградская правда.ру в:

Поделиться в соцсетях:

нет