В 1942 году солдаты вели бои под Сталинградом на американских истребителях

  • В 1942 году солдаты вели бои под Сталинградом на американских истребителях
  • В 1942 году солдаты вели бои под Сталинградом на американских истребителях
  • В 1942 году солдаты вели бои под Сталинградом на американских истребителях
Летом 1942 года под Сталинград был переброшен 126-й истребительный авиационный полк. К этому времени он перешел на новый штат – в полку было три эскадрильи, располагавшие 18 самолетами и половиной положенного технического состава

По ленд-лизу

«Кертисс» P-40, более известный у нас под названиями «Томагаук» или «Киттихаук», – американский истребитель, разработанный корпорацией Curtiss-Wright.

С 1939 года поступил на вооружение ВВС США и имел 19 модификаций. В общей сложности фирмой было построено почти 14 тыс. истребителей P-40 всех модификаций, которые находились на вооружении 26 стран мира. Машины поставлялись в СССР по программе лендлиза с конца августа 1941-го по декабрь 1944-го, всего было получено 2425 штук.

«Томагаук» обладал именно теми качествами, которых недоставало отечественным истребителям. Разработчики советской техники добивались в первую очередь высокой маневренности и скорости, считая остальные качества второстепенными.

А вот создателями Р-40 особое внимание было уделено мощному вооружению, защите, устойчивой радиосвязи, хорошему обзору с рабочего места пилота, комфорту в просторной кабине и большей дальности полета.

К тому же планер Р-40, отличавшийся высокой прочностью, чаще всего позволял летчикам остаться невредимыми при аварийных посадках. Самолет в руках опытных воздушных бойцов оказался грозным оружием.

В горящем небе

28 августа полк вошел в состав 268-й истребительной авиационной дивизии 8-й Воздушной армии и базировался на аэродроме Солодовка. Современные историки отмечают: «Под Сталинградом положение было тяжелым, и хорошо подготовленный полк всего за неделю «сгорел» в этом аду».

Начало боевой работы для полка складывалось достаточно хорошо. 29 августа летчиками были сбиты FW 189, Ju 88 и Bf 109F, при этом с советской стороны был потерян всего один Р-40Е. 30 августа – пять Не 111 и пять Bf 109F при потере трех Р-40Е. 31 августа – один Ju 87, один Не 111, 10 Bf 109F за два подбитых и два сбитых Р-40Е. Но уже 5 сентября наступил перелом в сторону противника: за Ju 88 и два «Мессершмитта» пришлось заплатить четырьмя «Томагауками». При этом два из них столкнулись в воздухе, а еще два были уничтожены в бою.

В тот день сбили и тяжело ранили командира полка майора Василия Найденко, который, заметим, за участие в Сталинградской битве был удостоен звания Героя Советского Союза. Четыре оставшихся в строю самолета были переведены на боевое дежурство над аэродромом.

Боевые итоги

Всего 126-й истребительный авиаполк до 13 сентября выполнил 194 вылета, причем все они сопровождались боевыми столкновениями с противником. На сопровождение Ил-2 пришлось 163 вылета. Летчики полка провели 24 индивидуальных и 29 групповых воздушных боев, в которых было сбито 36 самолетов противника (по одному Bf 110, Ju 87, Hs 123, FW 189, три Ju 88, шесть Не 111 и 23 Bf 109F). Потери с советской стороны – 13 машин, семеро летчиков погибли, пятеро получили ранения. 18 сентября полк был отведен в тыл, где его перевооружили на Ла-5. В дальнейшем 126-й истребительный авиационный полк воевал исключительно на советских самолетах.

Читайте Волгоградская правда.ру в:

Поделиться в соцсетях:

нет