В 1943 году в Сталинграде на пути из Тегерана в Москву Сталин попал в ДТП

  • В 1943 году в Сталинграде на пути из Тегерана в Москву Сталин попал в ДТП
  • В 1943 году в Сталинграде на пути из Тегерана в Москву Сталин попал в ДТП
  • В 1943 году в Сталинграде на пути из Тегерана в Москву Сталин попал в ДТП
  • Николай Атаманов
В небольшое дорожно-транспортное происшествие на бронированном лимузине Иосиф Сталин попал во время своего последнего визита в Сталинград, в декабре 1943 года. Тогда же, во время осмотра разрушенного города, Иосиф Виссарионович выразил уверенность, что город возродится и станет лучшего прежнего. Подробности этого посещения рассказывает кандидат исторических наук, профессор Виктор ПОПОВ.

В ночь на 25 ноября 1943 года в московском районе Кунцево от железнодорожной платформы отошел поезд, о дальнейшем маршруте которого было известно очень ограниченному кругу лиц. В секретном эшелоне в столицу Ирана, на встречу с двумя другими лидерами «Большой тройки» Уинстоном Черчиллем и Франклином Рузвельтом выехал Иосиф Сталин. По пути в Тегеран и обратно поезд советского вождя дважды останавливался в Сталинграде. 

Секретный эшелон

Секретный поезд шел на Сталинград, затем поворачивал на Котельниково, откуда через Махачкалу и Кизляр следовал до Баку. Паровозная бригада поезда состояла всего из двух человек – машиниста и его помощника. Кочегара в ней не было: в целях максимальной безопасности движения литерного поезда было принято решение использовать в качестве его локомотива паровоз, заправляемый мазутом

Безопасность движения литерного поезда на всем пути его следования обеспечивали войска НКВД. В придачу к этому на охрану каждой стрелки железнодорожного полотна его маршрута назначались офицеры госбезопасности.

Этот правительственный эшелон, главным пассажиром которого был Председатель Государственного Комитета Обороны Иосиф Сталин, вел замечательный машинист Николай Атаманов. В довоенные годы Николай Николаевич был одним из активистов стахановско-кривоносовского движения за подъем продуктивности движения поездов, а начиная с первых дней войны он водил поезда в прифронтовых поясах. В июле 1942 года Николай Николаевич был тяжело ранен при авианалете гитлеровских летчиков «люфтваффе» на станцию Качалино Сталинградской области, но после лечения в госпитале вернулся работать на железнодорожном транспорте.

Долгий путь следования правительственного поезда был разбит на пять участков, в конце каждого из которых предусматривалась остановка для заправки паровоза водой и мазутом. Заправка водой требовала всего лишь двадцатиминутной стоянки, тогда как для заправки топливом затрачивалось по техническим причинам до двух часов времени. Железнодорожная станция Сталинград-I попадала на участок пути с дозаправкой водой, поэтому поезд останавливался в разрушенном городе только на 20 минут. 

В числе встречавших особо секретный поезд в Сталинграде был первый секретарь Сталинградского обкома и горкома ВКП(б) Алексей Чуянов и другие высокопоставленные лица областного руководства.

Две стоянки

«Сталин был в военной форме, шел быстрым, но удивительно ровным шагом, заложив правую руку за борт шинели, не оглядываясь, как будто он изо дня в день проходит здесь и все хорошо знает, – так вспоминал эту остановку вождя в Сталинграде машинист Николай Атаманов. – За ним шли Молотов и Ворошилов. Пройдя до ворот по перрону, Сталин остановился у входа с вокзала на площадь, вокруг которой были одни лишь развалины. Несколько минут товарищ Сталин смотрел на разрушенный город, потом покачал головой, повернулся и направился назад, к поезду…»

На встрече «Большой тройки» в Тегеране Сталин достойно представлял советскую державу в беседах с двумя другими лидерами антигитлеровской коалиции – Рузвельтом и Черчиллем. По оценке видного английского историка Алана Буллока, «как Сталинград имел решающее значение для Сталина в военном отношении, так Тегеран – в дипломатическом».

Возвращаясь с Тегеранской конференции, 4 декабря 1943 года Сталин еще раз побывал в Сталинграде. На этот раз Иосиф Виссарионович задержался в городе подольше и совершил автомобильную поездку по нему. Ввиду сохранявшейся минной опасности сотрудники правительственной охраны и Сталинградского управления НКВД пытались отговорить вождя от небезопасной поездки, но Верховный настоял на ней.

Он знал, что город будет

О подробностях этой поездки Иосифа Виссарионовича по Сталинграду мы знаем из воспоминаний его личного охранника Алексея Рыбина: «Сталин направился в Сталинград. Осмотрел разрушенный город, бывший штаб Паулюса, горы немецких касок на улицах. Вздохнул: «Эх, горе-завоеватели… В касках-то головы были? А город мы выстроим красивее прежнего. С нашим народом все сделаем!»

Затем Сталин вместе с сопровождавшими лицами поехал дальше по коридору среди развалин зданий и штабелей немецкой техники. Конечным пунктом сталинской поездки по городу стал тракторный завод. По пути к нему бронированный лимузин Сталина неожиданно столкнулся с машиной, за рулем которой находилась случайно здесь оказавшаяся женщина. Все обошлось благополучно. Увидев вышедшего из машины Сталина, женщина с испугу заплакала.

Сталин ее успокаивал: «Это я виноват. Не плачьте. Это не ваша вина, вините войну. Наша машина бронированная, мы не пострадали. А свою машину починить вы сможете».

Появившийся на месте происшествия наряд милиции Сталин предупредил, чтобы женщину оставили в покое ввиду ее невиновности.

Поездка по Сталинграду произвела на Сталина неизгладимое впечатление. Разрушенный город воочию свидетельствовал о мужестве и стойкости его защитников и еще больше утвердил Сталина в необходимости его скорейшего восстановления.

Во время поездки по городу он высказал несколько пожеланий по восстановлению и реконструкции Сталинграда.

Это было последнее посещение советским вождем города, который сыграл решающую роль в его жизни…

Читайте Волгоградская правда.ру в:

Поделиться в соцсетях:

нет