
– Александр Иванович, юбилейный год Рахманинова в Волгограде отмечен премьерой его ранней оперы «Алеко» – как вам спектакль?
– Мне очень любопытно было, как это у вас в Волгограде сделано. Я слышал о присутствии в сценографии спектакля неких «облаков» и никак не мог понять их назначение на сцене. Оказалось, что они абсолютно к месту, стали действующим лицом спектакля, в них вся палитра человеческих чувств – любовь и ненависть, злость и радость. «Алеко» – это же одноактная опера, которая обычно идет в паре с другой оперой. А у вас режиссер и труппа нашли очень интересный ход – подвели публику к «Алеко» практически через весь спектр музыкального творчества Рахманинова: в первом акте показали и вокальный, и хоровой, и фортепианный аспекты. Я смеюсь – осталось еще вставить кусок симфонический. Получился необычный, очень интересный рахманиновский вечер. Вообще, я с опаской отношусь к провинциальным оркестрам. В провинции сейчас очень слабенькие оркестры и хоры, потому что Москва, как пылесос, вытягивает из провинции все. Оркестр у вас очень достойно выступил. Безусловно, этот спектакль нужно показывать. Я хочу вывезти его на рахманиновский фестиваль.
– Бытует мнение, что Волгоград – город «неоперный», особенно молодежь трудно заманить в театр.
– Знаете, возражу вам: не забывайте, что Волгоград – единственный город, который за последние годы создал у себя оперный театр. Опера во все времена была и есть фундамент музыкальной культуры. Всегда. И в XVIII, и в XXI веке если где‑то строится оперный театр, он сразу становится украшением города. Прекрасно, что Царицынской опере было передано великолепное здание. Это знаковый шаг власти. Не забывайте об огромном близлежащем пространстве – оперные театры есть только в Воронеже, Саратове и Волгограде, ну еще в Астрахани и Ростове. А если смотреть на север, то на 21 регион приходится всего-навсего три оперных театра. И вот чем мне интересен Волгоград – именно здесь закладывается фундамент будущего, идет созидание, становление и развитие, нарабатывается репертуар оперного театра.
«Целых 30 человек!»– Но есть еще проблема невостребованности классики у публики…
– Да, опера – это такое действо, куда человек должен прийти подготовленным. Я вот у вас за публикой наблюдал, как бы со стороны. В зале мало пустых мест, и это говорит о том, что за исторически короткий промежуток времени пошел слушатель. Волгоград, если мне память не изменяет, город со стокилометровой протяженностью. Представьте, в театр из одного конца города в другой нужно ехать за 50 километров. И едут зрители – это дорогого стоит, за этим кроется колоссальная работа. Содержать на бюджете оперный театр – очень сложное дело. Я чрезвычайно рад, что в Волгограде не побоялись взяться за это.
– Все же в провинции именно классическому искусству выжить труднее всего. Не от хорошей жизни оперные солисты идут петь в торговые центры.
– Нет, мы это должны делать, себя продвигать и пропагандировать. Я сам езжу в торговые центры близлежащих городов – в саратовский Балашов, воронежский Борисоглебск и волгоградский Урюпинск, лично договариваюсь с директорами ТЦ, заправок, с железной дорогой, везде оставляю баннеры, флаеры. И это работает. Мы выигрываем гранты. Мы работаем в Интернете. Мы тоже ищем свою публику. И когда мне говорят: «Вот, Александр Иванович, на концерте было человек 30», я говорю: «Простите, а чем вы недовольны? Целых 30 человек к нам приехали!» Я всем коллегам говорю: надо на ушах стоять, чтобы заинтересовать публику, каждый раз что‑то новое придумать. Что угодно делать, чтобы человек пришел в оперу.
– И все‑таки что же должно быть главным для жизнеспособности классического искусства?
– Я уже выше сказал – воспитание зрителей. Ведь ни для кого не секрет, что молодежь‑то понятия не имеет, кто такой Рахманинов. Семьдесят процентов наших туристов, приезжая в Ивановку, первый раз слушают классическую музыку. Главная задача – один раз зацепить, увлечь. Все! Это будет уже публика наша. Особое внимание – работе с детьми и молодежью. Вот если мы их приучим ходить к нам – мы перспективны. Не приучим – через 10‑15 лет на наших учреждениях нужно вешать замки.
Без комплексов– Надежда есть?
– На мой взгляд, есть. Да, это кропотливый и долгий процесс. Гораздо проще получить и отремонтировать здание, чем сделать модным в Волгограде ходить в оперу. Но никаких оговорок быть не может, это должен быть главный культурный центр в регионе. Просто за последние 35 лет у людей выхолощены мозги. Вот представьте себе, когда к столичному чиновнику, который курирует культуру, пришла директор фонда Елены Образцовой Наталья Игнатенкова просить место на Новодевичьем кладбище для великого певца XX века Александра Ведерникова, тот спрашивает: «А кто это?» А ведь «Метрополитен-опера», «Гранд-опера», «Ла Скала» приспустили флаги по кончине Ведерникова. Прославленный певец, в честь которого на фасаде театра «Колон» в Буэнос-Айресе установлена мемориальная доска, похоронен на закрытом Миусском кладбище, рядом с Савеловским вокзалом, которое идет под снос.

– Так что же делать нам, в провинции?
– Вкалывать без устали, не комплексовать и хору, и оркестру, и солистам, выступать в учебных заведениях. Оркестру я вообще бы посоветовал променад-концерты устраивать. Прямо на ступеньках вашего театра. Даже если на этот променад-концерт придут 15‑20 человек, на следующем уже будет 50. И так по нарастающей. Надо приучить людей к своему оркестру, а самое главное – к своему театру. Люди будут знать, где находится опера. Я желаю, чтобы в Волгограде этот процесс шел активно со всех сторон. Это дико сложно, но ведь это и дико интересно.
Поделиться в соцсетях:
нет