
В конференции приняли участие представители пяти музыкальных театров России – из Волгограда, Саратова, Карелии, Удмуртии. В режиме онлайн за дискуссией следили их коллеги из Иркутска, Екатеринбурга, Энгельса и Крыма. Выступлений прозвучало несколько, и каждое из них сопровождалось бурным обсуждением.
«В нашем регионе идут колоссальные, тектонические сдвиги в работе отрасли культуры, – отметил взявший слово первым председатель комитета культуры Волгоградской области Станислав Малых. – Руководство региона, губернатор Андрей Бочаров уделяют ей огромное внимание. Ремонтируются здания учреждений культуры, обновлены практически все дома культуры, имеющиеся в области. Выделяются большие средства для музыкальных школ, чтобы поднять уровень подготовки учащихся на должный уровень. Многое делается для развития театров, ремонтируются их здания. Требования ко всем проектам реконструкции: обновленные учреждения культуры должны быть оснащены лучшей техникой, современным световым и звуковым оборудованием. И очень важно, чтобы на всех этих площадках трудились компетентные талантливые люди, пришедшие в свою профессию неслучайно».
Директор волгоградского театра «Царицынская опера» Сергей Гринев говорил с трибуны конференции об оперном театре как о двигателе культуры всего региона. Он напомнил, в частности, о том, что в России на сегодня действуют около 50 музыкальных театров. И в каждом регионе это знаковое, культурообразующее учреждение!
«Музыкальный театр, и в частности театр оперы и балета, представляет собой сосредоточение всех видов искусства. Это и классический вокал, и балет, и симфоническое оркестровое исполнительство, и режиссура, и живопись. Все эти направления служат воплощению в жизнь единой цели – созданию оперного или же балетного спектакля, который должен пробудить в нас чувства, недоступные в обычной жизни», – считает Гринев.
Однако при всем этом, по его мнению, оперное искусство всегда было и будет дотационным. Ведь для создания сценических произведений оперного либо балетного жанра требуются серьезные финансовые вложения.
Исполнительный директор Ассоциации музыкальных образовательных учреждений России Антон Варенцов рассуждал на конференции о проблемах взаимоотношений музыкальных вузов и музыкальных театров.
«Если мы хотим получать на выходе из образовательных учреждений действительно профессиональных музыкантов, то должны направлять туда в качестве преподавателей наших оркестровых концертмейстеров. Но для того, чтобы им там было интересно работать, мы им должны каким-то образом доплачивать!» – убежден Варенцов.
Проблемы подготовки кадров для театров волнуют и председателя Волгоградского отделения Союза театральных деятелей России Владимира Бондаренко. С болью говорил он на конференции о том, что театральное образование сегодня фактически утрачено:
«Сейчас дипломы специалистов для работы в театре выдают чуть ли не ежеквартально. И в то же время в театральных вузах многих городов хронический недобор студентов…»
Коллеги с Бондаренко согласны: все провинциальные театры России сегодня испытывают острый кадровый голод. Критически не хватает музыкантов, артистов балета. А это неизбежно отражается на качестве спектаклей.
В «Царицынской опере» нашли свой вариант решения кадровой проблемы: создали при театре балетную студию. В следующем театральном сезоне планируют сформировать студию хорового и вокального искусства. А в перспективе – создать в Волгограде училище балета. Поможет ли это, покажет время.
«Вопрос кадрового обеспечения музыкальных театров, учреждений культуры – очень актуальный для каждого нестоличного региона, – подвела итоги конференции исполнительный директор Ассоциации музыкальных театров России Наталья Зыкова. – Сегодня мы выявили общие для всех нас болевые точки и обменялись мнениями о путях их решения. Универсального рецепта, конечно, быть не может. В каждом конкретном регионе должно быть найдено свое решение. И хорошо, если власти будут поддерживать в этом театры и учреждения культуры в целом – так, как это делают в Волгоградской области».
Поделиться в соцсетях:
нет