
Сказка наоборот
На сцене Волгоградского областного театра кукол гости из Донецка показали зрителям города-героя два очень разных спектакля с весьма интригующими названиями: «Как Кощей на Василисе женился» и «Вторая смерть Жанны д`Арк». Эти удивительные спектакли с удовольствием и нескрываемым любопытством посмотрели и дети, и взрослые зрители.
Первый спектакль – ироническая сказка наоборот, адресованная детям в возрасте от 6 лет, а второй – трагифарс по пьесе болгарского автора Стефана Цанева для зрителей старше 16 лет.
Действие русской сказки про свадьбу Кощея и Василисы происходит в избушке Бабы-яги. Только все в ней почему-то идет «наперекосяк». После необычного сна Кощей Бессмертный вдруг стал хорошим, решил творить добрые дела и всерьез надумал жениться на юной Василисе... В спектакле много веселья, шуток и неожиданных поворотов сюжета. Детвора живо реагировала на все перипетии комической сказки, не сомневаясь, что так оно и было на самом деле. Жизнь-то меняется повсюду. И даже в сказках...
Сложнее дело с не менее неожиданным сюжетом второго гастрольного спектакля, который предназначен для старшеклассников и взрослых зрителей. На удивление авторы пьесы обозначили в качестве героини своего оригинального произведения реальное историческое лицо, легендарную личность. Орлеанская дева Жанна д’Арк – национальная героиня Франции, одна из командующих французскими войсками в Столетней войне. Попав в плен к бургундцам, она была передана англичанам, осуждена судом католической церкви как ведьма и заживо сожжена на костре. Впоследствии, в 1456 году, она была реабилитирована и в 1920 году канонизирована – причислена католической церковью к лику святых.
Уместен ли трагифарс?
Трудно однозначно сказать, хорошо это или плохо, что на экраны и театральные подмостки даже для маленьких зрителей выходят художественные произведения мировой классики, основанные на исторических событиях, героями которых становятся не только вымышленные, но и реальные лица. Эти произведения, как и их герои, всегда воспринимаются далеко не однозначно: кому-то нравятся, а кому-то нет. И уместно ли представлять реальные исторические события в форме трагифарса? Ведь в этом жанре на экране или сцене серьезные события нередко подаются в виде комических в сочетании с трагическими, а печальное иногда выставляется забавным...
Кто такая Жанна д’Арк?
Волгоградцы приняли спектакль гостей из Донецка о Жанне д’Арк сдержанно, но учтиво. Понравился ли он зрителям?
– Мне спектакль понравился, – делится впечатлением ученик 11-го класса школы № 54 Руслан. – Правда, то, что я слышал и читал о Жанне д’Арк, с тем, что увидел, особо не совпало. Но мне очень понравилось.
– А что не совпало? Кто такая Жанна д’Арк?
– Это девушка, которая спасла Францию. Она умела кататься на лошади, отлично орудовала мечом... У нее в принципе была веселая жизнь...
– А почему же ее тогда сожгли на костре? За что?
– Если честно, я уже не помню... Кажется, за ее противоречивые убеждения. Дома снова почитаю про нее.
– А главной героиней спектакля была она?
– Да, Жанна д`Арк.
– А почему спектакль называется «Вторая смерть Жанны...»?
Этого Руслан не понял.
А поняли ли другие зрители? Спрашиваю уже возле гардероба у двух других старшеклассниц:
– Девчонки, вам понравился спектакль?
– Очень!
– А почему он называется «Вторая смерть Жанны д`Арк»? Кто был главной героиней, которую сожгли на сцене?
– Вот этого мы и не поняли… – честно признались они.
Пришлось вкратце поведать им, что героиней спектакля была совсем не знаменитая Жанна д’Арк – Орлеанская дева, а рядовая француженка. Арестантка – артистка бродячего театра, осужденная на смерть за блуд. Ей предложили сыграть на суде роль Жанны, чтобы подавить в народе дух свободолюбия. Но она отказалась. Корыстолюбивые служители закона предлагали ей на суде отречься от своих убеждений, но она, подобно Жанне д’Арк, не стала изменять своим принципам и предпочла бесчестию смерть.
«А-а-а... – сказали девчонки, – теперь все нам ясно. Спасибо вам!»
Нравственный выбор
Спектакль Донецкого театра кукол о Жанне д’Арк, по убеждению его постановщиков, поднимает значимые для современного зрителя вопросы, важнейший из которых – вопрос выбора. Главная героиня стоит перед нравственным выбором между постылой жизнью и героической смертью, унизительным отречением и подвигом.
Спектакль артистов из Донбасса действительно добротный, интересный, смотрится легко. Прежде всего хочется отметить его музыкальное оформление, а также костюмы, работу актеров и, конечно, режиссерскую разработку пьесы. Но все же детально разобраться в сути всех ее перипетий на сцене молодым зрителям оказалось не так-то просто. Если бы перед спектаклем, как было раньше и как до сих пор делают в оперных театрах, юным зрителям предложили программку с кратким рассказом о кукольном спектакле, проблем с его пониманием не возникло бы.
Остается напомнить, что Волгоградский областной театр кукол регулярно принимает участие в обменных гастролях с театрами новых субъектов России по программе «Большие гастроли». Осенью 2022 года в рамках этого федерального проекта в Волгограде уже гастролировал Донецкий республиканский академический театр кукол. Весной 2023 года наш театр принимал Горловский театр кукол, в апреле 2024-го – Луганский академический театр кукол. Затем летом 2023 года Волгоградский областной театр кукол побывал на гастролях в городах Запорожья – Мелитополе и Бердянске. И вот уже завершился новый визит кукольников Донбасса в город-герой на Волге.
Поделиться в соцсетях:
нет