– Леонид, посоветуйте, как уйти от банальности? Например, когда снимаю своего ребенка. Он ведь самый красивый, самый удивительный. А на фотографии… самый обычный.
– У фотографий всего два уровня, если упростить. На снимке ваш ребенок – и среди массы других снимков детей он интересен только вам и вашей родне. Это один уровень. А бывают снимки, и там тоже ребенок, которые с интересом рассматривают незнакомые люди, потому что там очень узнаваемые, типичные черты либо совершенно не типичные, потому что ситуация всем близка либо, наоборот, очень необычна, потому что ребенок чересчур серьезен, а может, забавен или обрадован, огорчен, испуган, удивлен – эмоции заразительны. Такая фотография уже не только "для семейного альбома" – это ваше серьезное фотографическое творение. А в семейном альбоме она будет жемчужиной.
ФОКУС В ДЕТАЛЯХ
Учитесь снимать жизнь. Она происходит все время. Она вокруг вас, и в основном когда у вас в руках никакого фотоаппарата. Постарайтесь так ее и снять. А то ведь обычно все наоборот: берет мама или папа "фотик" в руки, и начинается "фотканье", а жизнь при этом останавливается. Закончили важную процедуру, и все опять ожило. Живые моменты, эмоции любые – вот ваш главный козырь.
– К чему стремиться, когда делаем снимки во время путешествия?
– Не забудьте о деталях. Деталь в снимке – это то, что, вроде бы, не самое главное, но ее-то первой и увидят. Что привозите из любой поездки? Виды, пейзажи. Там море, горы, небоскребы и водопады, но все где-то вдали. Хоть симпатичное, да унылое. Лодка, прохожий, пень или что-нибудь совсем необычное на переднем плане, близко-близко, украсит либо вообще спасет этот вид. Только надо, чтобы оно оказалось в рамке кадра, а значит, ищите ту точку, с которой снимать, а не щелкайте с первой попавшейся. При всякой возможности покидайте транспорт, перемещайтесь. Буквально сантиметры движения влево-вправо могут целиком изменить вашу картину, если есть детали на переднем плане. Снимки из окна или с того места, где ты случайно оказался, выйдут удачными только в редчайших случаях.
– Когда нужна фотовспышка?
– Вспышка в фотоаппарате позволяет снять в темноте, но про красоту придется забыть: лица плоские, сзади мрак. Поэтому лучше избегайте пользоваться вспышкой, отключите ее. Используйте только для подсветки, если ваш герой в тени, а за ним ярко освещенный фон. В автоматическом режиме, если повезет, может, и получится неплохо, но многого не ждите – чаще автоматика не справляется с такими ситуациями достойно, нужно вмешательство в работу техники, без достаточных знаний не обойтись.
ОБЪЕКТИВНЫЙ ВКУС
– Если хочешь совершенствовать умение снимать, какие могут быть варианты? С помощью кого и чего повышать свою фотокультуру?
– Есть много сайтов, наполненных советами, как делать красивые фотографии, как снимать ребенка, пейзажи и прочее. Там многое можно почерпнуть. Есть хорошие книги. Большинство талантливых фотографов, особенно в нашей стране, где никогда не было системы специального образования, самоучки. Это вполне нормальный путь, правда, не всем по силам его пройти. Можете – дерзайте.
Но если при вашем складе ума требуются реальный наставник и живая информация, выбирайте школу или курсы, посещайте мастер-классы – чем больше, тем лучше. Только учтите, в любом случае, с фотошколами или без них, результаты вы получите, только проявляя упорство и настойчивость, вложив изрядный труд и потратив значительное время.
– Чему надо учиться?
– "Рецептами" мы тут не обойдемся. Есть безотказно работающие вещи – свет, геометрия, ритм, много других, но понять их значение можно, только если долго вникать и анализировать или же из хороших уроков. Потому что изображение действует на зрителя своими особыми путями, через глаза, через сердце. Причем фотографу мало что-то видеть – надо сделать так, чтобы другие это увидели в вашем снимке. У кого-то особый талант и все идет без аналитики, напрямую, от сердца к сердцу. А кому-то надо подключать голову и все полученные знания.
Фотокомпозиция, такое академическое слово, но это и есть наука о красоте снимка. Правда, вызубрить правила и создавать по ним красоту вряд ли получится, но в самом процессе знакомства с этим предметом в человеке многое может измениться. Он учится видеть. Можно ничего не изучать, а просто смотреть хорошие фотографии, пытаться понять, как это сделано, иногда пытаться подражать. Есть такое понятие насмотренность. Она возникает не только на фотографиях – есть фильмы, живопись. Вообще, культурный багаж важен.
В Интернете всего слишком много и запутано, нужен проводник. Зато есть простой и безошибочный адрес – книжный магазин, альбомы по фотоискусству. Они дороги, но незаменимы как ориентир.
ВЫБИРАЕМ ФОТОАППАРАТ
– С какого фотоаппарата лучше начинать? С мыльницы, зеркалки? А может, сойдет и смартфон?
– Бытует распространенное убеждение, что качество снимков зависит от аппаратуры. Полно баек на эту тему. Тем не менее приходится детально объяснять. Если сказать мечтающему о музыкальном олимпе "достаточно купить самый крутой инструмент", то все как-то понятно без комментариев, а насчет фотокамер не доходит. Иногда и переубедить невозможно. Приверженцев покупки "самого лучшего" я делю на два вида.
Есть любители самой современной техники и самых крутых гаджетов. У них нет времени на учебу. Творческий рост заключается в постоянном обновлении камер.
А остальные полагают, что надо сразу приобрести что-то "серьезное", чтобы и вопрос покупки закрыть, и результаты учебы больше радовали. К сожалению, не получается ни то, ни другое.
Хотите освоить азы – для вас вполне годится бюджетная камера с объективом, что в комплекте. Чем "навороченнее" прибор, тем больше отвлекающих сложностей в постижении самой сути. Рветесь к профессиональному уровню – через год или пять, в зависимости от интенсивности вашего рвения, вам действительно потребуется более серьезный инструмент, но вы тогда уже точно будете знать, какой именно. Кстати, при нынешних темпах развития техники запастись чем-то "самым лучшим" на годы и годы вперед задача провальная.
Какой фотоаппарат нужен для начала? Вполне возможно, что он у вас уже есть. Наилучшее это "зеркалка" – попроще, недорогая. Отдав за камеру на 20-30 тысяч больше, ничего принципиально важного вы не приобретете! Зато большой выигрыш в качестве и возможностях принесет светосильный объектив.
Мыльницы, получившие новое рождение в виде так называемых "беззеркалок" ,и смартфоны, достигшие качества вчерашних "зеркалок", тоже годятся и еще как! Самые крутые профи сейчас с радостью пользуются такими карманными игрушками. Но для серьезной учебы начинать надо все-таки с классики.
Ну и напоследок еще совет: не делайте выбор в магазине, не полагайтесь на рекомендации менеджеров или консультантов в торговом зале. Выбор должен быть совершен до посещения предприятия торговли. Информации полно. Если нужна живая консультация, обратитесь к фотографам. Покупать через Интернет с предоплатой тоже нежелательно. Интернет поможет с выбором местного продавца, предлагающего наилучшую цену.
Интервью проиллюстрировано снимками, сделанными учениками Леонида Топровера