Что делать, если у ребенка конфликт с учителем

У каждого педагога свой стиль общения с учениками
Через недопонимание и неровности в отношениях с учителями проходят, наверное, большинство ребят. Но что делать, если мелкие обиды перерастают в серьезный конфликт?

Всех нас учили понемногу

Межличностные конфликты между учеником и преподавателем возникают в старших классах. В начальной школе учитель для ребенка не меньший авторитет, чем родители, поэтому по инициативе ребенка конфликты практически не случаются.

Другое дело, когда темперамент ребенка не соответствует требованиям и привычкам учителя.

– Разные учителя по-разному оценивают моего ребенка, – говорит мама второклассника Яна Киляк. – Для одного он ученик, имеющий собственное мнение, а для другого – невоспитанный мальчик, в одном случае про него говорят, что он умеет нестандартно мыслить и предлагать оригинальные решения, а в другом – он не знает базовый материал. Очевидно, какое мнение для родителя будет приятно услышать, а на какое захочется возразить. Но по своим школьным годам знаю, что спор с учителем бесполезное занятие, потому что в итоге все останутся при своем, а сил и нервов будет потрачено много. Проще принять требования педагога и попытаться научить ребенка под эти требования подстраиваться.

Право на свою точку зрения

Гораздо сложнее наладить отношения между учителем и учеником в подростковом возрасте, то есть в старших классах. В этом возрасте происходит становление «взрослости» ребенка, его переоценка авторитетов.

– В старших классах отмечается стремление к независимости, подростки открыто и зачастую напоказ отстаивают свое право на собственную точку зрения, право самому решать и делать выбор, даже если эти права никто ущемлять и не собирается, поэтому в этом возрасте реакция на критику и нетактичные замечания становится гораздо острее и грубее, – говорит социальный педагог Марина Панова.

Она отмечает, что конфликт между учеником и учителем может возникать и из-за излишней мягкости или строгости учителя, несправедливых отметок, причем «в штыки» могут восприняться как низкие, так и высокие оценки.

Лучшей ролью родителей в такой ситуации будет роль мирового судьи, беспристрастная и объективная оценка происходящего.

Сфокусироваться на сути

По мнению психолога Волгоградского кризисно-конфликтного центра Ирины Лавровой, не нужно запускать ситуацию. Сразу ее оценивайте и принимайте меры на ранней стадии формирования конфликта. Вот несколько показателей, по которым можно определить негативное отношение вашего ребенка к учителю:

- он небрежно ведет тетрадь по конкретному предмету, отказывается делать домашнее задание, портит учебник, пренебрегает какой-то определенной дисциплиной;

- неуважительно отзывается об учителе, придумывает ему прозвища, рисует на него карикатуры, раздражается или злиться, когда вы спрашиваете об этом предмете или уроках этого учителя.

– Поговорите с ребенком, – советует психолог. – Дайте ему возможность выплеснуть эмоции, не обращайте внимания на обидные слова в адрес педагога. После этого попросите сфокусироваться на основных моментах конфликта: когда учитель впервые выразил неприязнь к нему, как именно он ее выражает, в каких ситуациях начинает повышать голос и так далее. В конце разговора составьте совместный план действий, обязательно упомяните о будущем вашем походе к учителю, постарайтесь убедить его в важности этого похода.

Специалисты отмечают, что во время разговора с учителем о сложившемся конфликте важно определить стиль преподавания педагога, а также расспросить его о мнении насчет вашего ребенка. При этом важно, чтобы его мнение строилось на конкретных фактах, а не на впечатлениях.

Родительская оборона

Бывает так, что, решая ситуацию, двое взрослых людей – учитель и родитель – не могут найти общего языка, договориться друг с другом. Опросы родителей показывают, что искрой, превратившейся в пламя конфликта, становятся: некомпетентность учителя – учит не тому, учит не так, не может нормально общаться с родителями. Неумение педагога найти подход к ребенку, успеваемость ребенка: занижает оценки, необъективно оценивает, завышенные требования.

Педагоги же в свою очередь сетуют на несостоятельность родителей в воспитании ребенка: не выполняют элементарных требований, к примеру, чтобы их сын ходил в школу в школьной форме, имел необходимые вещи для занятий; не уделяют ребенку должного внимания. Повышенные, нередко безосновательные требования к учителю: почему классный руководитель не может находиться с детьми все перемены, помогать ребенку делать уроки.

Как правило, конфликт учителя и родителей крайне вреден для ребенка, в нем он выступает разменной монетой. В конфликте каждый участник пробует, осознанно или нет, решить накопившиеся собственные проблемы, но никак не помочь ребенку получить качественное образование и преодолеть трудности в школе.

– Главный совет по его прекращению или предотвращению невероятно прост: найдите компромисс, договоритесь, – считает Марина Панова. – Для этого нужно посмотреть на ситуацию глазами конкурентов. Остановиться и осознать, в чем проблема конфликта, на какой он сейчас находится стадии, продумать решение конфликта, которое бы удовлетворило обоих участников. И самое главное, вспомнить о ребенке, его интересах и вести себя «по-взрослому».

DNG