Если спортсмен плачет, значит, силы еще есть

  • тр
  • тр
  • тр
  • тр
  • тр
  • тр
  • тр
Заслуженный тренер России Ирина Ахмерова поделилась педагогическими секретами

Нечастый случай, когда в лучах славы вместе с учеником оказался его наставник. Волгоградец Андрей Гладков вернулся с Паралимпиады-2012 с тремя медалями. Ирина Ахмерова –заслуженный тренер России – совершенно заслуженно разделила триумф своего подопечного. Корреспонденты «ВП» встретились с Ириной Ахмеровой после ее очередного занятия с группой подопечных.

Сухопутные битвы за воду

– Только готовясь к встрече, узнал, что признание пришло к вам не вместе с успехами паралимпийца Андрея Гладкова, а много раньше. «Отличник физической культуры», грамоты и дипломы региональных властей, Премия Президента России как победителю ежегодного конкурса «Лучший учитель России»…

– С детьми начала работать сразу после окончания физкультурного института в Минске. После замужества переехала в Волгоградскую область, а первым местом трудовой деятельности стал Гродненский техникум физической культуры. Кстати, признание "Учителем года" пришло как раз за мою теорию, подтвержденную затем практикой, об особенностях работы с детьми с отклонениями в здоровье. Благодаря предложенной системе они показывали результаты лучше своих здоровых сверстников. Еще преподавая в школе, начала как волонтер заниматься с инвалидами. Как любой тренер мечтала, чтобы мои ученики добивались самых больших высот, представляли свою страну на международном уровне. Для меня важным казалось то, что достаточно быстро убедилась в потенциале моих ребят, увидела плоды работы. Первых мастеров спорта удалось подготовить уже к середине двухтысячных. Был шанс порадоваться за одного из подопечных на Паралимпиаде в Пекине, но по чисто бюрократическим причинам он туда не попал. В 2011-м пришлось специализироваться только на тренерской работе с инвалидами. Волонтерского энтузиазма не убавилось, но постоянные разъезды и сборы, соревнования, в которых принимал участие Андрей Гладков, не оставили выбора.

– Этот вид тренерской работы требует, наверное, специализированной подготовки?

– Самообразованием занималась. Читала статьи, как подготовить успешного спортсмена именно в плане психологическом. Методическую литературу по функциональной подготовке штудировала, специальную литератур упо работе со спортсменами с ограниченными возможностями. Перед глазами были успехи других тренеров, и это придавало уверенности, что и у меня получится. Я ведь и прежде занималась с инвалидами успешно. Конкуренция не волновала, мне просто интересно было работать, тем более что в союзниках всегда родители детей. Ключевой момент такой деятельности в том, что эти ребята не только готовы работать больше своих сверстников, но и ты должен быть к этому готов – трудиться с полной самоотдачей.

– Поддерживают вас и ваших подопечных теперь лучше, чем прежде?

– Битва за воду шла для нас с самого начала. И она продолжается. Большое спасибо, что нам дали возможность плавать в бассейне госпедуниверситета, но для нас важнее не комфорт, а длина бассейна. Здесь она только 25 метров. Мы выросли на длинной воде в бассейне Центрального стадиона, где была возможность тренироваться в секции пловцов Волгоградского регионального центра детского инвалидного адаптивного спорта. Там мы выросли, стали исключительно на энтузиазме чемпионами. Для таких клубов вода бесплатная. Но когда нас отнесли к Центру спортивной подготовки, ситуация изменилась. «У вас чемпионы и рекордсмены мира, какой вы подростковый клуб?! Вы теперь профессионалы – платить надо». В итоге с 1 марта 2014 года нас попросили уйти. Уровень ребят, а у меня сейчас группа высшего спортивного мастерства, растет, им нужно создавать условия для дополнительных занятий. Гладкову, например, для стайерской подготовки 25-метровго бассейна недостаточно. И я, и он купили абонемент для занятий в этом бассейне. Рассчитывали, что по утрам там плавают воспитанники детской спортивной школы, и мы сумеем этим воспользоваться, выйдем на длинную воду. Но обычный план занятий, возможно, «в нашу честь» изменили, и мы ушли не солоно хлебавши. Возможно, новое руководство клуба боится, что наша группа снова захочет туда вернуться. В зимнее время года плаваем в «Искре» у Авдиенко. К счастью, Виктор Борисович нас еще пускает бесплатно, это своеобразная благотворительность с его стороны.

– Сколько ребят сейчас у вас в группе?

– Восемь человек. Не так давно проводились городские соревнования для лиц ПОДА (проблемы опорно-двигательного аппарата), организатором, которых являлся Детский реабилитационный центр Дзержинского района. Там увидела двух ребят из Красноармейского района – Стихоенко Владислава и Дмитрия. Они колясочники с очень тяжелой группой инвалидности. Взяла под свое крыло. Сейчас они оба в сборной страны, оба мастера спорта. Девочку возила на чемпионат Европы, где она заняла пятое место, а теперь у нее первое место в мировом рейтинге. Но это не только моя заслуга, с ней и ее братом хорошо поработали прежние тренеры. Сейчас открыла новое направление: это дети с ментальными проблемами, лица с поражением интеллекта (ЛИН). Они участвуют не только в Паралимпиадах, но и в Специальных Олимпиадах. Важно, что ребята с ПОДА прекрасно уживаются с ними на совместных тренировках. Опорники нормальные ребята, они понимают: у нас ноги не работают, у других – голова. Ведут себя деликатно.

Слезы не повод прекратить занятия

– Дети, тем более с ограниченными возможностями... А их часто приходится заставлять трудиться на пределе возможностей? Как вы чувствуете эту грань, где их возможности уже действительно ограничены?

– Почти всех подопечных знаю с детства, как и особенности их организма, на что они способны. Бывает, и слезы у девочки появляются, но слезы не повод прекратить занятия. Если плакать может, значит, есть еще силы! И эмоциональные, и физические. Иначе бы не плакала. В спорте инвалидов, как и в спорте высших достижений, успех достигается на уровне сверхнагрузок. Именно поэтому здоровые люди с таким уважением и относятся к нашим состязаниям, преклоняются перед мужеством спортсменов. Ведь им приходится прилагать намного больше усилий, чтобы преодолеть себя, свое физическое несовершенство. На Паралимпиаде в Лондоне билеты на соревнования в 9-тысячном зале было не достать.

– Такая повышенная мотивация связана с тем, что для ребят это шанс обустроить свою жизнь получше. Ведь в нашей стране сделать это им непросто..

– Это прежде всего возможность почувствовать полноценность этой жизни, обрести счастье. Они общаются, у них появляется удовлетворенность от того, что достигают поставленных целей. Когда шла подготовка к Паралимпиаде и некоторые тренеры разговаривали об этом, я просто уходила в сторону. Мне кажется, что если бы я начала заниматься с детьми с этими мыслями, ничего бы не получилось ни у меня, ни у детей. Мы даже не знали, что на нас могут пролиться какие-то блага в случае успеха. Такие мысли расслабляют, и вместо спортивной целеустремленности происходит переключение на денежно-финансовые отношения. Медные трубы тоже плохо влияют. Когда человек на вершине ,уровень мотивации уже не тот. Легче работать со вторым, нежели с победителем.

Андрею рано расслабляться

– А если вернуться к вашему самому звездному подопечному?

– Андрею рано расслабляться. Он был призером Паралимпийских игр, но не чемпионом, ему есть к чему стремиться. А еще хочется, чтобы к нему подтягивались другие, ведь дорога проторена. Но, к сожалению, нет той целеустремленности в других моих учениках, какая была в Андрее. Ведь он добился успехов прежде всего за счет трудолюбия. После Лондона к нам многие пришли. Ребята хотят успеха, бывает, и через те же слезы проходят, но не могут они пока собой жертвовать ради идеи. А вообще, есть ощущение, что, когда нет ни денег, ни славы, лучше работается. В том смысле, что проще людей завести, настроить на преодоление.

– Общество, власть изменились в отношении к спорту людей с ограниченными возможностями?

– Есть регион, и есть Россия. На федеральном уровне всегда было хорошее отношение, а вот в регионе создание Центра спортивной подготовки дало и плюсы, и минусы, о некоторых из которых я уже говорила. Кроме этого, нет как прежде финансирования питания на сборах членов сборной России. Появился тренажерный зал на Нижних Баррикадах, но нет доступности для занятий. Но основная проблема – аренда воды не финансируется!

– Вы стали серьезно заниматься с детьми с ментальными проблемами, хотя и без этого забот хватает.

– Есть девушка, которая ходит ко мне много лет. Я вижу, что она ничего не добьется, но нее большое стремление плавать, это ее единственная радость. А есть и другие примеры, когда спорт помогает улучшить состояние ребенка. Жиц Саша не умел считать, а после занятий плаванием научился. Теперь лишнее ни за что не проплывет!

DNG