
А ручки тянутся
В семье Натальи Плещеевой детское время за телевизором и компьютером строго лимитировано. Но при всей строгости мамы она видит, что 7-летний Иван, посмотрев телевизор, переключается на планшет. Стоит его забрать, под столом играет в свой телефон или просит смартфон у старшего брата.
– Для любого родителя тишина в доме – повод для беспокойства, – говорит Наталья. – Если ребенок притих, значит, он прилип к какому-нибудь гаджету. Маме и папе нужно срочно бежать и спасать ребенка. Пока он маленький, сделать это проще – достаточно вывести его на улицу или увлечь общением или игрой.
Хотя она признает, что в играх нужно очень постараться, чтобы составить конкуренцию компьютеру.
Мама двоих детей и по совместительству учитель начальных классов Наталья Денисова каждый день сталкивается с чрезмерной привязанностью детей к гаджетам. По ее словам, некоторые не могут дождаться перемены, руки тянут к своему телефону на уроке, прячут его под партой и пытаются поиграть.
– Порой доходит до того, что они и всю перемену просидели бы каждый в своей игре, – отмечает она. – Разве так должны себя вести дети 7-10 лет? Приходится заставлять их выйти из класса и походить или побегать по коридору.
Отвлечься от технического прогресса
Российский психолог Катерина Мурашова проводила год назад эксперимент «для себя». Она попросила около 90 ребят на 8 часов полностью отказаться от техники (даже телевизора) и вести письменные наблюдения за своим состоянием. Только 3 человека из этих девяноста смогли занять себя, потому что у них было хобби, остальные ребята находились на грани паники и не дошли до конца эксперимента.
– В то время как родители считают, что им удается контролировать онлайн-время своих детей, последние успевают в Сети очень многое, – говорит социальный педагог Марина Панова. – То, что немалая часть их мира находится в виртуальной реальности, видно невооруженным взглядом. О том вреде, который оказывает на подростков телевизор, мы говорим уже все реже. Интернету удалось вытеснить телевидение и поглотить свободное время детей практически без остатка. Между тем определить, сколько часов проводят дети в компании гаджетов, стало довольно трудно. Выключив компьютер, они могут включить планшет или выйти в Сеть на смартфоне, ноутбуке. К тому же надолго подростки не расстаются со своими цифровыми игрушками, а если расстаются, то, как правило, чувствуют при этом дискомфорт.
Если с младшими школьниками работает метод отвлечения, то старшим нужно на их примере показать факт зависимости.
– Это может быть эксперимент, который проведет учитель в классе. Например, предложит детям не пользоваться гаджетами на перемене, – говорит психолог Волгоградского кризисно-конфликтного центра Ирина Лаврова. – Борясь с соблазном взять в руки цифровое устройство, они будут обсуждать то, как им трудно сдержаться, ведь хочется сделать селфи или ответить на сообщение в чате, полазить в социальных сетях. И это обсуждение темы – самое важное, потому что в процессе они придут к пониманию, насколько глубоко вплелись в нашу жизнь гаджеты. И кроме того что они нам дают возможность общаться в виртуальном пространстве, насколько сильно они ограничивают нас в реальном мире.
Она приводит свои наблюдения, когда за столиками в кафе молодые люди, обедая вместе, не разговаривают друг с другом, а смотрят каждый в свой телефон или планшет, словно не знакомы друг с другом.
Статусная штучка
Еще одна проблема, связанная с гаджетами, это статус. Наличие современных электронных устройств определяет статус ребенка в коллективе. Но не простое наличие, во внимание также берется и цена устройства. Так считают многие родители и дети.
– Если у ребенка обычный телефон только для звонков, его могут и засмеять, – говорит мама первоклассника Елена Краморова. – При этом соревнования начинаются еще в детском саду.
Педагоги говорят, что, по их наблюдениям, шутки одноклассников по поводу наличия дешевой техники заканчиваются где-то в 9-10 классе. К этому времени дети взрослеют и понимают, что не в крутом телефоне счастье.
По мнению психолога, не нужно покупать ребенку сверхмощные и модные телефоны просто потому, что у всех есть, а у него нет. Объясните чаду, что наличие гаджета не свидетельствует о разуме его владельца.
Если вы сдались и решили-таки купить то, что просит ребенок, то получение дорогого устройства можно мотивировать отличной учебой, хорошим поведением и т. д. Ребенок должен понимать, что просто так крутая игрушка ему не достанется. Ее нужно заслужить.
И обязательно регламентируйте использование ребенком гаджета.
Для младших школьников лучше покупать телефоны для звонков, а не для игр. Кстати, очень часто дети заявляют, что такое устройство им не нужно, стоит сказать, что телефон будет без развлечений.
Специалисты сходятся во мнении, что прогулки, спортивные секции, живое общение и внимание родителей к ребенку – лучшая прививка от цифровой зависимости.
DNG