Интеллигент для деревни

Аграрное образование может дать стране высококлассных специалистов, которые вытянут отечественное сельское хозяйство из перманентного системного кризиса. По мнению ректора Волгоградской государственной сельскохозяйственной академии Алексея ОВЧИННИКОВА, для этого необходимо сохранить существующую систему образования, улучшить материальную базу аграрных вузов, дать выпускникам достойную зарплату, а также наладить сотрудничество с сельхозпредприятиями по совместной подготовке кадров для села. О том, как работа в этом направлении ведется в его вузе, Алексей Семенович рассказал читателям «Волгоградки».

Погнали наши городских

– Когда разговоры о едином государственном экзамене только начинались, многие ректоры говорили, что это нововведение для их вузов смерти подобно. И вот теперь набор абитуриентов идет только по результатам единого госэкзамена. Эти опасения оправдались?

– Действительно, введение ЕГЭ обернулось для нашей сельхозакадемии снижением качества абитуриентов. Набрав высокие баллы, лучшие выпускники школ тянутся в Москву, в престижные вузы. Но с другой стороны, угасший было интерес к нам со стороны абитуриентов снова растет. Наверное, свою роль в этом сыграло открытие новых востребованных специальностей, улучшение имиджа академии.

– Сельская молодежь охотно идет к вам учиться?

– Желание у них есть, но сельским ребятам трудно поступить в престижный вуз. Если посмотреть на состояние городской и сельской школы, то разница будет не в пользу последней. В деревне учителей катастрофически не хватает, поэтому каждый ведет по два-три предмета, а это сказывается как на качестве преподавания, так и на уровне знаний. В результате у городских абитуриентов подготовка значительно лучше, им легче набрать заветные баллы ЕГЭ.

– Попробуй, заставь потом этих «городских» в деревне работать.

– По-разному бывает. Показатель трудоустройства наших выпускников по специальности самый высокий среди аграрных вузов России – 84%. Спасает целевой набор ребят из села. И хотя конкурсный проходной балл у них ниже, зато они обязаны будут вернуться на работу в хозяйство, которое направило их на учебу.

– А областная власть помогает решать кадровую проблему на селе, чтобы ваши выпускники были достойно трудоустроены?

– Не в каждом субъекте федерации есть преференции, которые гарантирует региональный закон «О государственной поддержке руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций Волгоградской области». А главное, он работает: приезжает молодой человек с высшим образованием на работу в село, и в течение первых двух лет ежемесячно получает – 7800 рублей в месяц. По-моему, неплохо. Помню, в 2004 году был первый выпуск целевого набора. Павел Чумаков, тогдашний заместитель губернатора по сельскому хозяйству, обратился к руководителям сельхозпредприятий, чтобы для целевиков были предоставлены рабочие места. Места-то они им дали, но зарплаты… 500-1000 рублей… Тогда Чумаков их собрал и начал отчитывать: «Совесть имейте, кто пойдет на эти 500 работать, как человек жить будет?» Руководитель ООО «Совхоз «Карповский» Владимир Чунихин давал тогда молодым специалистам самую большую зарплату – 3 тыс. рублей в месяц. А сейчас выпускникам нашего вуза он предлагает по 18-25 тыс. рублей.

– За такие деньги и я бы пошел к нему работать.

– Сейчас меньше 8 тысяч вообще нет зарплаты. Добавьте сюда 7800 рублей в месяц за первые два года из областного бюджета – почти 16 тысяч получается. Не так уж плохо для начинающего специалиста.

– Пройдут эти два года, надбавку снимут, и он убежит…

– Пусть бежит. Зато те, кто останется, могут рассчитывать на федеральную целевую программу «Социальное развитие села». Она действует до 2012 года. В ней предусмотрено приобретение жилья молодыми сельскими специалистами по льготным ценам – 30% рыночной стоимости. Остальное выплатят региональный и федеральный бюджеты. Это тоже помогает закреплению кадров на селе. Но надо идти дальше. Мечта моя и многих других ректоров, чтобы строили поселки для молодых специалистов. Почему бы не сделать это руками тех же строительных студенческих отрядов? Представьте уютный городок, где живут молодые сельские интеллигенты – учителя, врачи, агрономы, зоотехники... Все примерно одного возраста, у всех общие интересы. Они стали бы дружить семьями, и мало кто захотел бы уехать оттуда.

Кому наука не нужна

– С недавних пор предлагается ввести новый стандарт школьного образования, который за глаза называют «колониальным». С этим-то как быть?

–Убрать основные предметы из школы – это немыслимо. Захотят ли школьники по этим «колониальным» стандартам учить, да еще за деньги, физику, химию или биологию – неизвестно. А раньше всему учили понемногу, и выпускники школ знали географию, астрономию, черчение... Никто же не может предугадать, какой склад ума у ребенка – гуманитарный или инженерный, и какие науки ему понадобятся через 5-10 лет. Я, например, в детстве хотел астрономией заниматься… К сожалению, результат всех этих образовательных нововведений уже начинает проявлять себя. Помню, когда-то мы смеялись над тем, что американцы не знают, где Лондон, где Москва. А сейчас наши дети такими становятся. Признаюсь, не хочется, чтобы в вуз приходили недоучки.

– Получается, что современная молодежь хуже прежней?

– Нет. Просто она другая. Не то чтобы приспособленческая, а, правильнее сказать, адаптированная к этой непростой жизни. Волей-неволей молодым приходится быть прагматичными, в чем-то расчетливыми. Но, глядя на наше студенчество, готов повторять и повторять: это замечательные ребята – талантливые, любознательные, целеустремленные. У них столько идей, столько творческого потенциала. Например, недавно студентка агрономического факультета Наташа Генералова участвовала во Всероссийской выставке научно-технического творчества молодежи, и ее проект защиты растений занял первое место.

– А востребована ли вузовская наука на селе? Выжить бы, хозяйство сохранить...

– Возьмем, например, сухое земледелие. Ученые нашего вуза – профессора Шульмейстер К.Г., Сухов А.Н. – были его основоположниками. Они ввели пары в систему севооборота земли. И на них даже в самый засушливый год можно получать неплохой урожай.

– Это же сколько горючки надо, чтобы пары чистыми содержать весь год? Так многие селяне рассуждают...

– Это их дело. Но такое отношение к земле к хорошему не приводит. Знаю, что некоторые фермеры позавидовали ростовским урожаям в 40-50 центнеров. И тоже захотели. Купили семена, с нами не посоветовались. Посеяли! А то, что та пшеница не адаптирована к нашим условиям, не учли. И в результате остались без урожая. Наша же селекция 18-20 центнеров дает стабильно.

К тому же заинтересованность крестьянина в урожайности напрямую зависит от зерновой политики государства. Оно должно гарантировать, что выкупит у него зерно по твердой цене. А если государство не гарантирует сбыт продукции, то что тому же фермеру делать с большим урожаем? В лучшем случае продаст его перекупщикам по бросовым ценам и ничего не выгадает. А ему надо горючее покупать, запчасти, химикаты...

– И все же ни вузу, ни сельхозтоваропроизводителю не обойтись друг без друга. Такова уж специфика сельскохозяйственного образования, которому для организации процесса обучения нужна земля. Расскажите, как вы сотрудничаете с селянами?

– С целью максимальной адаптации студентов к условиям реального производства, приобретения достаточного опыта в профессиональной дея­тельности, академия тесно сотрудничает с 75 базовыми хозяйствами Волго­градской области, а на 30 передовых сельскохозяйственных и перерабаты­вающих предприятиях созданы филиалы кафедр.

Базовые хозяйства являются ведущими в своей отрасли, имеют современное оборудование и применяют новейшие технологии производства. Здесь студенты изучают реальное производство и технологию хранения растениеводческой продукции, обучаются вождению и эксплуатации сельскохозяйственной техники, осваивают элементы производства кормовой базы, рационы кормления животных, а так же получают практические навыки по эксплуатации и монтажу оросительной техники, работе и обслуживанию насосных станций и соответствующего технологического оборудования.

Кроме этого студенты изучают новейшие инновационные технологии, применяемые в АПК, новые формы и методы организации труда и его стимулирования, приобретают практический опыт, развивают качества управленцев современного производства. Работодатели удовлетворены уровнем подготовки наших выпускников, ценят их знания.

В заключение хочется сказать, что за годы своей деятельности Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия добилась широкого признания и авторитета. Наш вуз динамично развивается, хорошеет, его рейтинг среди аграрных вузов стабильно высокий. Наши достижения определяются успехами выпускников. Они – наша главная гордость!

Дорогие селяне, вашим детям пришло время сделать очень ответственный шаг – выбрать будущую профессию. Необходимо среди тысяч дорог найти единственно правильную – ту, по которой они пойдут в большую жизнь. И это не просто решение, по сути, это определение жизненной перспективы, выбор своей дальнейшей судьбы. Мы будем рады видеть ваших детей в числе своих студентов.