Погнали наши городских
– Когда разговоры о едином государственном экзамене только начинались, многие ректоры говорили, что это нововведение для их вузов смерти подобно. И вот теперь набор абитуриентов идет только по результатам единого госэкзамена. Эти опасения оправдались?
– Действительно, введение ЕГЭ обернулось для нашей сельхозакадемии снижением качества абитуриентов. Набрав высокие баллы, лучшие выпускники школ тянутся в Москву, в престижные вузы. Но с другой стороны, угасший было интерес к нам со стороны абитуриентов снова растет. Наверное, свою роль в этом сыграло открытие новых востребованных специальностей, улучшение имиджа академии.
– Сельская молодежь охотно идет к вам учиться?
– Желание у них есть, но сельским ребятам трудно поступить в престижный вуз. Если посмотреть на состояние городской и сельской школы, то разница будет не в пользу последней. В деревне учителей катастрофически не хватает, поэтому каждый ведет по два-три предмета, а это сказывается как на качестве преподавания, так и на уровне знаний. В результате у городских абитуриентов подготовка значительно лучше, им легче набрать заветные баллы ЕГЭ.
– Попробуй, заставь потом этих «городских» в деревне работать.
– По-разному бывает. Показатель трудоустройства наших выпускников по специальности самый высокий среди аграрных вузов России – 84%. Спасает целевой набор ребят из села. И хотя конкурсный проходной балл у них ниже, зато они обязаны будут вернуться на работу в хозяйство, которое направило их на учебу.
– А областная власть помогает решать кадровую проблему на селе, чтобы ваши выпускники были достойно трудоустроены?
– Не в каждом субъекте федерации есть преференции, которые гарантирует региональный закон «О государственной поддержке руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций Волгоградской области». А главное, он работает: приезжает молодой человек с высшим образованием на работу в село, и в течение первых двух лет ежемесячно получает – 7800 рублей в месяц. По-моему, неплохо. Помню, в 2004 году был первый выпуск целевого набора. Павел Чумаков, тогдашний заместитель губернатора по сельскому хозяйству, обратился к руководителям сельхозпредприятий, чтобы для целевиков были предоставлены рабочие места. Места-то они им дали, но зарплаты… 500-1000 рублей… Тогда Чумаков их собрал и начал отчитывать: «Совесть имейте, кто пойдет на эти 500 работать, как человек жить будет?» Руководитель ООО «Совхоз «Карповский» Владимир Чунихин давал тогда молодым специалистам самую большую зарплату – 3 тыс. рублей в месяц. А сейчас выпускникам нашего вуза он предлагает по 18-25 тыс. рублей.
– За такие деньги и я бы пошел к нему работать.
– Сейчас меньше 8 тысяч вообще нет зарплаты. Добавьте сюда 7800 рублей в месяц за первые два года из областного бюджета – почти 16 тысяч получается. Не так уж плохо для начинающего специалиста.
– Пройдут эти два года, надбавку снимут, и он убежит…
– Пусть бежит. Зато те, кто останется, могут рассчитывать на федеральную целевую программу «Социальное развитие села». Она действует до 2012 года. В ней предусмотрено приобретение жилья молодыми сельскими специалистами по льготным ценам – 30% рыночной стоимости. Остальное выплатят региональный и федеральный бюджеты. Это тоже помогает закреплению кадров на селе. Но надо идти дальше. Мечта моя и многих других ректоров, чтобы строили поселки для молодых специалистов. Почему бы не сделать это руками тех же строительных студенческих отрядов? Представьте уютный городок, где живут молодые сельские интеллигенты – учителя, врачи, агрономы, зоотехники... Все примерно одного возраста, у всех общие интересы. Они стали бы дружить семьями, и мало кто захотел бы уехать оттуда.
Кому наука не нужна
– С недавних пор предлагается ввести новый стандарт школьного образования, который за глаза называют «колониальным». С этим-то как быть?
–Убрать основные предметы из школы – это немыслимо. Захотят ли школьники по этим «колониальным» стандартам учить, да еще за деньги, физику, химию или биологию – неизвестно. А раньше всему учили понемногу, и выпускники школ знали географию, астрономию, черчение... Никто же не может предугадать, какой склад ума у ребенка – гуманитарный или инженерный, и какие науки ему понадобятся через 5-10 лет. Я, например, в детстве хотел астрономией заниматься… К сожалению, результат всех этих образовательных нововведений уже начинает проявлять себя. Помню, когда-то мы смеялись над тем, что американцы не знают, где Лондон, где Москва. А сейчас наши дети такими становятся. Признаюсь, не хочется, чтобы в вуз приходили недоучки.
– Получается, что современная молодежь хуже прежней?
– Нет. Просто она другая. Не то чтобы приспособленческая, а, правильнее сказать, адаптированная к этой непростой жизни. Волей-неволей молодым приходится быть прагматичными, в чем-то расчетливыми. Но, глядя на наше студенчество, готов повторять и повторять: это замечательные ребята – талантливые, любознательные, целеустремленные. У них столько идей, столько творческого потенциала. Например, недавно студентка агрономического факультета Наташа Генералова участвовала во Всероссийской выставке научно-технического творчества молодежи, и ее проект защиты растений занял первое место.
– А востребована ли вузовская наука на селе? Выжить бы, хозяйство сохранить...
– Возьмем, например, сухое земледелие. Ученые нашего вуза – профессора Шульмейстер К.Г., Сухов А.Н. – были его основоположниками. Они ввели пары в систему севооборота земли. И на них даже в самый засушливый год можно получать неплохой урожай.
– Это же сколько горючки надо, чтобы пары чистыми содержать весь год? Так многие селяне рассуждают...
– Это их дело. Но такое отношение к земле к хорошему не приводит. Знаю, что некоторые фермеры позавидовали ростовским урожаям в 40-50 центнеров. И тоже захотели. Купили семена, с нами не посоветовались. Посеяли! А то, что та пшеница не адаптирована к нашим условиям, не учли. И в результате остались без урожая. Наша же селекция 18-20 центнеров дает стабильно.
К тому же заинтересованность крестьянина в урожайности напрямую зависит от зерновой политики государства. Оно должно гарантировать, что выкупит у него зерно по твердой цене. А если государство не гарантирует сбыт продукции, то что тому же фермеру делать с большим урожаем? В лучшем случае продаст его перекупщикам по бросовым ценам и ничего не выгадает. А ему надо горючее покупать, запчасти, химикаты...
– И все же ни вузу, ни сельхозтоваропроизводителю не обойтись друг без друга. Такова уж специфика сельскохозяйственного образования, которому для организации процесса обучения нужна земля. Расскажите, как вы сотрудничаете с селянами?
– С целью максимальной адаптации студентов к условиям реального производства, приобретения достаточного опыта в профессиональной деятельности, академия тесно сотрудничает с 75 базовыми хозяйствами Волгоградской области, а на 30 передовых сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятиях созданы филиалы кафедр.
Базовые хозяйства являются ведущими в своей отрасли, имеют современное оборудование и применяют новейшие технологии производства. Здесь студенты изучают реальное производство и технологию хранения растениеводческой продукции, обучаются вождению и эксплуатации сельскохозяйственной техники, осваивают элементы производства кормовой базы, рационы кормления животных, а так же получают практические навыки по эксплуатации и монтажу оросительной техники, работе и обслуживанию насосных станций и соответствующего технологического оборудования.
Кроме этого студенты изучают новейшие инновационные технологии, применяемые в АПК, новые формы и методы организации труда и его стимулирования, приобретают практический опыт, развивают качества управленцев современного производства. Работодатели удовлетворены уровнем подготовки наших выпускников, ценят их знания.
В заключение хочется сказать, что за годы своей деятельности Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия добилась широкого признания и авторитета. Наш вуз динамично развивается, хорошеет, его рейтинг среди аграрных вузов стабильно высокий. Наши достижения определяются успехами выпускников. Они – наша главная гордость!
Дорогие селяне, вашим детям пришло время сделать очень ответственный шаг – выбрать будущую профессию. Необходимо среди тысяч дорог найти единственно правильную – ту, по которой они пойдут в большую жизнь. И это не просто решение, по сути, это определение жизненной перспективы, выбор своей дальнейшей судьбы. Мы будем рады видеть ваших детей в числе своих студентов.