Напомним, Волгоградская область – один из первых российских регионов, приступивших к реализации реформы местного самоуправления. На территории региона 131-ФЗ введен в действие еще с 1 января 2006 года. Однако с тех пор, хоть и говорится о развитии местного самоуправления очень много, анализом работы занимались не так активно. Проведенный аудит смог этому действительно поспособствовать. В ходе проверки подтвердились замечания и пожелания многих администраций поселений – для нормальной, не лихорадочной работы на местах, без ощущения постоянного латания бюджетных дыр необходимо перераспределение доходных источников или же пересмотр некоторых расходных полномочий муниципальных образований.
Аудит эффективности деятельности органов местного самоуправления имеет еще один аспект – кроме скрупулезного анализа «туда или не туда» пошли бюджетные деньги, он помог создать систему мониторинга эффективности бюджетных расходов и разработать практические рекомендации по бюджетированию для поселений Волгоградской области. Как отмечает заместитель председателя КСП Волгоградской области Лариса Горгоцкая, такая форма финансового контроля применяется впервые, до этого использовались лишь его элементы.
– Применение аудита эффективности деятельности органов местного самоуправления на сегодняшний день является стратегической задачей контрольных органов России. В ходе него проходит проверка реализации программ на предмет их соответствия требованиям экономичности, эффективности и результативности. Аудит проводился с помощью четких критериев оценки эффективности деятельности муниципалитетов, где за основу были взяты полномочия поселений, а также рекомендации главы области Анатолия Бровко о создании и реализации муниципальных социальных программ, – поясняет Горгоцкая. – Использовался и такой инструмент аудита, как опросы населения. Ведь иногда возникает ситуация – программа есть, на нее выделены и целенаправленно израсходованы средства, но население не в полной мере получило муниципальные услуги. Особенно активно опрос населения использовался по реализации муниципалитетами нацпроектов в сфере здравоохранения и образования. Любопытно, что критерии оценки эффективности работы здесь отличаются у сельских поселений и городских округов, – говорит зампредседателя региональной КСП.
Как показал анализ, доля фактически решаемых вопросов местного значения при имеющихся финансовых возможностях увеличивается с увеличением численности населения. Самыми результативными с этой точки зрения в Волгоградской области являются поселения с населением от трех до семи тысяч человек. И, соответственно, эффективность самоуправления снижается с уменьшением численности населения, как в поселениях, так и в районах. По мнению же самих глав небольших поселений, радует, что такой анализ носит пока только рекомендательный характер для ряда поселений и не служит как всеобщий приговор к укрупнению. К примеру, Сергей Князев, глава Побединского сельского поселения Быковского района, в котором проживает около тысячи человек, считает, что каждое поселение нужно рассматривать с учетом не только количества проживающих граждан, но и имеющихся природных земельных ресурсов, развития социально-ответственного бизнеса в поселении.
Так или иначе, рекомендации по бюджетированию, приведенные КСП уже стали носить практический характер. К примеру, глава Ерзовского городского поселения Городищенского района Валерий Голованов высказал мнение, что аудит эффективности деятельности органов местного самоуправления помогает привлекать инвесторов в поселение и увеличивать доходную часть в местном бюджете.
– Когда на руках такой финансовый документ, общение с бизнесом проводить гораздо конструктивнее. Каждый инвестор может ознакомиться на сайте областной КСП, какое место по уровню экономической целесообразности занимает то или иное поселение, есть ли активная отдача от реализации социальных программ, достаточное ли количество муниципальных конкурсов, и для себя решить возможности для развития бизнеса в этом населенном пункте, – пояснил Голованов.
А помощь бизнеса просто необходима. По собственной оценке органов местного самоуправления городских округов, районов и поселений, для полного исполнения вопросов местного значения на сегодняшний день им дополнительно требуется 39 млрд рублей, что более чем в два раза превышает существующие расходы.