Как солнце и луна

  • Вторая открытая позиция – девушка
  • Закрытая третья позиция – юноша
  • Закрытая вторая позиция – юноша
  • Вторая позиция – юноша
  • Как солнце и луна
  • Подготовительная позиция – юноша
  • Первая позиция – девушка
  • Подготовительная позиция – девушка
  • Гогсадзе (марочкой)
За лезгинкой в народе прочно закрепилось представление как о визитной карточке всех кавказских народов. Быстрый, импульсивный, зажигательный танец – таким его сегодня видят большинство волгоградцев. Что скрывает этот танец и о чем надо знать, чтобы правильно его исполнить, «ВП» рассказал руководитель ансамбля кавказского танца «Саирме», председатель Волгоградской областной общественной организации грузин «Иберия» Сосо Гогсадзе

На Кавказе есть красивая легенда о возникновении лезгинки. Говорят, однажды кузнец влюбился в девушку и послал к ней сватов. Девушка оказалась его сестрой, и старейшины рода отказали жениху. После чего он взял подарок и пошел к любимой. Заметив его, девушка бросилась убегать. Их погоня длилась до тех пор, пока оба не упали замертво. После смерти они превратились в солнце и луну. Круг в лезгинке – образ движения солнца по небосводу, погоня за партнершей – вечный круговорот солнца и луны. А возгласы мужчин в танце звучат, как призыв к богам.

Правило 1: спокойные, плавные движения

Юноша на протяжении всего танца не отрывает взгляда от девушки, ведь если он оставит ее без внимания, ее тут же уведет другой джигит. Он красуется перед ней, показывая все свои лучшие качества. Девушка, напротив, никогда не смотрит на своего партнера, словно отталкивая его от себя. Ведь мальчик здесь олицетворяет солнце, а девочка – холодную луну.

– Когда солнце всходит – луна скрывается, когда поднимается луна, скрывается солнце. Такое же нежное отношение в танце у мальчика и девочки, – говорит Сосо Зауриевич. – Вопреки сложившемуся стереотипу лезгинка – танец спокойный и парный, в нем нет чересчур активных движений.

Часто можно наблюдать картины, когда молодежь, остановив машину и включив музыку, начинает зажигательно выплясывать под кавказские ритмы. Назвать подобное исполнение лезгинкой никак нельзя – это горский танец, замечает Гогсадзе.

– Даже многие именитые хореографы допускают ошибки, – рассказывает Сосо Зауриевич. – Иногда слышишь грузинскую музыку, видишь дагестанские движения и чеченский костюм, и этот сплав называют лезгинкой.

Образцом для тех, кто хочет увидеть настоящую лезгинку или решил изучать движения самостоятельно, могут стать постановки Махмуда Эсамбаева.

Правило 2: помнить, что лезгинка – танец одного народа

В Интернете можно найти информацию о чеченской, осетинской, армянской лезгинке. Сегодня ведется немало споров о том, кому она принадлежит: популярный ныне танец исполняют представители разных народов, и каждый считает ее своим. Многие удивятся, узнав, что это танец одной из дагестанских народностей.

– Зачастую лезгинку ошибочно называют грузинским танцем, – говорит Сосо Гогсадзе. – Но не стоит забывать, что любой народный танец принадлежит этносу, который его родил. Осетинский танец нельзя назвать аджарским и наоборот, так и с лезгинкой. И если в танце не просматриваются национальные черты, он уже не может считаться народным.

Конечно, исполнять ее может каждый, но принадлежит она только одному народу – лезгинам.

Правило 3: не нарушать табу

Как и во многих других национальных танцах, у лезгинки есть свои табу.

– В одной из постановок с саблями по сюжету два юноши влюбились в одну девушку, – вспоминает историю Сосо Зауриевич. – Помочь им вызвались друзья, и вдруг один из джигитов берет девочку за руку и резко разворачивает к себе. За этот номер я не поставил коллективу ни одного балла – на Кавказе даже костюмом нельзя дотронуться до девочки, не то что рукой.

Правило 4: правильно подобранный костюм

Костюм юноши состоит из черкески, шальвар, черной рубашки, кубанки, поясного ремня и кинжала. На ногах – сапоги-ичиги из мягкой кожи.

Кинжал никогда не доставался, замечает Гогсадзе, иначе обязательно проливалась кровь. Он носится только с черкеской.

На девушке штаны, внутреннее платье с длинным рукавом, сверху накидка и национальный головной убор – чухта, поверх которой надевают платок. Зимой в горах, когда сезонные работы были окончены, девушки занимались украшением своего костюма, расшивая ткань национальными узорами.

– Лезгинка для девочки танец плавный неспроста, – объясняет Сосо Зауриевич, – потому что костюм длинный.

Приобрести такой комплект – удовольствие не из дешевых: цена на него начинается от 8 тыс. рублей и зависит от качества ткани и богатства украшений. Зачастую шьется он вручную, своими руками изготавливаются и народные инструменты – доли (барабан), азиатская гармонь.

Правило 5: основные движения

Их в лезгинке не очень много. Основной ход «ртула свла» – ход с правой ноги с носка для юношей и основной ход – трехдольное движение для девушек, выход вперед-назад и некоторые другие. Чем дольше участник занимается, тем сложнее становятся его движения.

Все ходы в лезгинке, как и в других кавказских танцах, начинаются с правой ноги. Чтобы хорошо научиться танцевать лезгинку, потребуется три-четыре года. Но освоить кавказские танцы под силу только тем, у кого есть терпение, выдержка.

Несмотря на то что лезгинка – танец с ярко выраженным национальным колоритом, раскрыть его характер в полной мере удается представителям разных народов.

В коллективе Сосо Гогсадзе занимаются 350 человек, среди них представители 38 национальностей. Есть русские, украинцы, лезгины, даргинцы, евреи, чеченцы и даже греки.

– Нет ничего удивительного, что тот, у кого этот танец в крови, схватывает его быстрее. Но труд всегда приносит свои плоды, и станцевать настоящую лезгинку может любой, – уверен Сосо Зауриевич.

На самом деле все еще проще, говорят на Кавказе. Слушайте музыку, и ноги сами понесут вас в пляс. Таково волшебное свойство лезгинки, которое еще не подводило никого.

ДРЕСС-КОД

Юноша: черкеска, шальвары, черная рубашка, кубанка, поясной ремень, кинжал, сапоги-ичиги.

Девушка: штаны, внутреннее платье с длинным рукавом, поверх – накидка, расшитая красивым орнаментом, национальный головной убор – чухта, поверх которой надевают платок, на ногах чувяки.

DNG