В меловых горах неподалеку от Волгограда снята полнометражная кинолента

  • В меловых горах неподалеку от Волгограда снята полнометражная кинолента
  • В меловых горах неподалеку от Волгограда снята полнометражная кинолента
  • В меловых горах неподалеку от Волгограда снята полнометражная кинолента
  • В меловых горах неподалеку от Волгограда снята полнометражная кинолента
  • В меловых горах неподалеку от Волгограда снята полнометражная кинолента
  • В меловых горах неподалеку от Волгограда снята полнометражная кинолента
Впервые в городе-герое силами творческой группы, состоящей из волгоградцев, выпущен полнометражный художественный фильм. Событие беспрецедентное и уже одним этим интересное. С какими трудностями пришлось столкнуться создателям картины, обозреватель «Волгоградки» Юлия ГРЕЧУХИНА спросила у ее режиссера Павла ПОДАШОВА.

Персонажи для «Паноптикума»

– Впервые в Волгоградской области снят полнометражный художественный фильм. Павел, когда вы стали набирать команду, с какой реакцией столкнулись?

– Коллеги говорили, что это сделать невозможно. Друзья, которые помогали, наоборот, говорили, что верят – все получится.

– Как вы искали актеров?

– Актеры должны были подходить под типажи, прописанные в сценарии. Конечно, были трудности. Основная проблема в том, что все хорошие актеры очень заняты. Из-за этого пришлось часть сцен доснимать спустя несколько месяцев. Две актрисы вообще подвели в самый последний момент, одна за несколько дней до выезда, другая просто не приехала к назначенному дню. Хотя было потрачено время на репетиции с ними. Пришлось срочно искать замену и немного изменять сценарий, в оригинале актрис должно было быть три, а не две.

– Фильм снят на уникальной натуре. Чем привлекло вас это место?

– Я не раз бывал в этих краях, снимал пейзажи и уже знал, что одним из главных героев фильма будут меловые горы. Они передают состояние души писателя, все его переживания. Кстати, натура уникальна еще тем, что добраться до нее дождливой осенью весьма проблематично – дороги становятся почти непроходимыми.

Мистики бояться – в горы не ходить

– Головокружительные планы меловых гор с высоты птичьего полета – хоть немного расскажите, как снимали?

– Снимали сверху, поднимали камеру в воздух со специальным стабилизационным подвесом для гашения вибраций от полета. Но все равно это было непросто, так как в тех местах, как правило, очень сильный порывистый ветер.

– А мистические мотивы в фильме родились неслучайно ведь? Это же одна из наших аномальных зон!

– Действительно, на съемках происходили иногда странные вещи. Пропадал сигнал с картинкой от камеры, поднятой в воздух. На второй день сгорел очень надежный американский киномонитор для контроля изображения.

На третью ночь сильный ветер повалил высокие стойки от дождь-машины, которые упали на стол с частью оборудования, но раскололи только хлопушку и чудом не упали на палатку, где спал мой ассистент.

– Может, вам рассказывали какие-то местные легенды? Или было что-то такое необычное на съемках?

– Легенд мы наслушались много. Возможно, часть даже войдет в следующий фильм. Необычным было то, что часто какие-то непредвиденные обстоятельства пытались нам помешать делать фильм. То подводил транспорт, то была непогода, то ветер не давал возможности разводить костер и прочее. Но, несмотря на все преграды и сложности, мы смогли реализовать задуманное, наполнив атмосферу фильма тем состоянием, в которое мы погружались на съемках.

Запускаем дождь!

– Ваши артисты проявили поистине героизм на съемках. Расскажите об этом подробнее… Даже не верится, что хрупкие девушки могли столько выдержать!

– Самой героической была Полина Якубова. Ее в летней одежде, босую подвесили (так нужно было для конкретной сцены) при заморозках –2 и поливали дождь-машиной. Страховочный трос врезался ей в кожу подмышками до крови, но она никому об этом не говорила, молча ждала, пока все отснимем. В сцене падения ее героини с обрыва в последнем дубле, вошедшем в фильм, она исполнила сальто через голову, до того как ее поймали на руки страхующие помощники. При спуске с холма-пирамиды Полина летела через ветки, все ее ноги были покрыты шрамами, она пережила столкновение с лопастями дрона, молча терпела ветер, холод, при этом оставаясь не только актрисой, но также художником и моим главным помощником. Игорь Мишин стоически ползал в грязи под дождем, Настя Липунова падала ночью в октябре в ледяную воду, Олега Блохина искусали дикие осы, Евгений Тюфяков в декабре прекрасно изображал сентябрь – в общем, все актеры полностью отдавали себя съемочному процессу, за что я им безмерно благодарен.

– Были ли на съемках курьезные случаи?

– Курьезы были везде. На нашей базе, куда мы возвращались каждый день со съемок, у нас воровали еду местные коты. А ночью по комнатам раздавались странные перестукивания над потолком, предполагали, что это ходил местный призрак. (Улыбается.) Однажды мы обнаружили, что даже место над Доном, где снимался финальный диалог про таланты, исчезло. Оно просто упало в Дон – фрагмент берега над обрывом 5 на 6 метров просто пропал вместе со стоящими там деревьями.

Сюжет навеяла натура

– А вот скажите честно, ваше «вглядывание» в природу, в эти необъятные дали, открывающиеся с меловых круч, таинственный путь к коралловому гроту, осенний, как мертвый, пойменный лес, необычные колористические решения – во всем этом вы ориентировались на Тарковского?

– Стиль фильма был задуман еще при тестовых поездках на места будущих съемок, и отчасти навеян самой натурой. Про параллели с творчеством Андрея Тарковского специально не думали, хотя его любимые стихии – воду и огонь, вещи, на которые можно смотреть бесконечно, – конечно же использовали и в наших образах. Про колористические решения – мне хотелось сделать фильм без привязки к конкретному времени, эта история могла произойти и в 80-х. Плюс важный момент – осень. Атмосфера некоего забвения. Отражение состояния главного героя. У нашего писателя в душе осень.

– Что ждет фильм? Когда состоится его показ в Волгограде, будет ли он в Интернете?

– Показов пока не будет, в Интернете наш фильм тоже недоступен. Мы подали заявки на несколько фестивалей у нас и за рубежом, фестивальная жизнь фильма – около двух лет, ждем реакции отборочных жюри на наш труд. А сейчас готовимся к новым съемкам. Надеемся порадовать зрителей новой необычной историей, но об этом в другой раз.

КСТАТИ

Фильм «Паноптикум» представляет собой психологическую драму с элементами триллера. В нем угадываются стилистические цитаты из Тарковского, из Параджанова. Писатель, которого покинуло вдохновение, выезжает на лодке в безлюдное место на природу вместе с потенциальным спонсором-издателем. Происходящие затем события доводят литератора до пограничного состояния. Потеряв чувство реальности, он оказался то ли внутри сна, то ли в своем неоконченном романе. Там он ищет ответы на мучительные вопросы, а после возвращения в реальность решается на отчаянные поступки.

К СВЕДЕНИЮ

Фильм «Паноптикум» снят творческой студией «Пол День» в уникальных ландшафтах природного парка «Донской» (Иловлинский район). Съемочная группа фильма полностью состоит из волгоградцев, среди них ведущие актеры волгоградских театров Игорь Мишин, Олег Блохин, Евгений Тюфяков, молодые актрисы Полина Якубова и Анастасия Липунова. Режиссером, сценаристом, продюсером, оператором, монтажером и композитором выступил «человек-оркестр» Павел Подашов, которого волгоградская публика запомнила еще по короткому метру «Дом с роялем» (2013).

DNG