О чем звенит Гжель

  • О чем звенит Гжель
  • О чем звенит Гжель
  • О чем звенит Гжель
  • О чем звенит Гжель
  • О чем звенит Гжель
  • О чем звенит Гжель
  • О чем звенит Гжель
  • О чем звенит Гжель
  • О чем звенит Гжель
Далеко не всякая керамика, раскрашенная в белый и голубой цвета, имеет отношение к настоящей Гжели. Рынок наводнен чашечками и вазочками неизвестного происхождения, которые приписываются к старинному гжельскому промыслу. Вы больше никогда не глянете на аляповатые подделки после посещения открывшейся в Волгограде выставки авторских работ ведущих художников объединения «Гжель». Вот где настоящая Красота!

Более тысячи авторских работ выполнены 27 художниками объединения "Гжель". Эти мастера умеют с помощью кисточки и одной лишь синей краски – кобальта – передать невероятную палитру оттенков.

– Мазок может быть глубокой густой синевы или нежной голубизны. Роспись каждой вещи неповторима. И только ручная! Гжельские художники, выписывая цветы и листики, никогда не пользуются трафаретом и не повторяются в мелких деталях. Поэтому даже две с виду одинаковые тарелочки никогда не будут в точности похожи, – поясняет куратор выставки Людмила Пашкова.

В узор обязательно вплетена знаменитая пышная гжельская роза. Ее изящно обрамляют листочки, кудрина (завитки), ажурная сетка… Элементы вроде одни и те же, а все вместе уникально. Поэтому вещицы "Гжели" выглядит яркими и оригинальными, а не монотонными. И в этом секрет знаменитого фарфора, который стал символом России и предметом коллекционирования.

Волгоградцы увидели посуду, мелкую пластику для украшения интерьера. Предметы сервировки и термостойкие кастрюльки, часы, шкатулки, плакетки, подсвечники. Понравились необычные статуэтки–колокольчики из серии «Женские образы».

Людмила Пашкова рассказывает, что гжельскому промыслу сотни лет. Первое упоминание о чудесных глинах встречается в завещании Ивана Калиты 1328 года. Прошло много веков. У "Гжели" были взлеты и кризисы. И, возможно, самые худшие времена настали в перестройку 90-х годов прошлого века, когда объединение «Гжель» пытались банкротить.

В начале 20-х годов ХХ века предприятие было учебной базой ВХУТЕМАСА. Художники преуспели в развитии соцреализма. В 60-х в тематику гжельских майолик вернулись природные и сельские мотивы, характерные для прикладного искусства XVIII века. Сейчас иногда делаются современные повторы ретроизделий. В них своя прелесть.

В подмосковном районе Гжель сегодня находятся и производственные цеха, и авторские художественные мастерские. Там трудятся в большинстве своем потомственные керамисты, имеющие лицензированные авторские клейма, но главное, знающие столетние каноны.

Даже когда они интерпретируют старую традицию, остаются хранителями народного искусства. Мы увидели работы гжельских корифеев – супругов Леонида и Виктории Черновых, Анатолия Жигунова, Сергея Исаева. У них безупречный вкус, а иногда и... чувство юмора.

Потом нам рассказали, как отличить всамделишную гжель от фальшивки. Вазы, кружки, куманцы и декоративные корзиночки должны блестеть, как лакированные, ведь после обжига керамика покрывается глазурью. Лишь на внешней стороне донышка опорный ободок будет без глазури, шероховатый на ощупь.

Большинство из нас считают, что настоящая гжель непременно должна быть оснащена гербовым штампом, который изображает орла и находится на обратной стороне изделия. Но не стоит забывать, что есть авторские клейма и подписи мастеров, есть клеймо РФЗ (Речицкий фарфоровый завод). Но главное в истинной гжели – то, что трудно описать словами, но легко почувствовать – изящество и лекость в рисунке, форме изделия, которые ощущается даже в серийных партиях, чистота синего на белом.

На заметку

Сам себе дизайнер

Гжель настолько яркая и самобытная, что вписать ее в интерьер непросто. В Европе и США существуют даже особые дизайнерские направления, которые используют только синие и белые цвета в современном интерьере. Россиянин далеко не всегда может выделить под такие эксперименты комнату или квартиру, если только уголок, отдельную полку. Главное не переусердствовать. Дизайнеры предостерегают, что не стоит слишком увлекаться синим цветом в интерьере. Если холодного синего оттенка будет слишком много, то квартира превратится в замок Снежной королевы с его ледяной атмосферой. В «комплекте» с синим всегда должны быть теплые тона, например оттенки белого, бежевого или золотистого. А когда сервируешь гжелью чайный стол, подойдут белая кружевная или льняная скатерть в ярко-красную клетку.