Как неродные

Прежний мэр города Волгограда, как известно, использовал под пиар любые рекламные поверхности. В том числе и борта городского общественного транспорта. Гордая подпись «Роман Гребенников» под различными лозунгами на транспортную тематику на троллейбусах, автобусах и трамваях, видимо, должна была надолго закрепить в сознании горожан, благодаря кому можно из пункта «а» добраться в пункт «б».

Вот и покупка 100 новых автобусов для областного центра в 2009 году сопровождалась всплеском «рекламного креатива» о подарках «родному городу» и «возрождению транспорта».

Что и говорить, хорошо, что в городе появилась альтернатива маршруткам. Выделили на благое дело для Волгограда 100 миллионов рублей. 70 миллионов рублей перечислил через регион федеральный центр,30 – составило софинансирование из муниципального бюджета.Главная претензия к экс-мэру, которую обнародовали сразу после сделки, – почему при живом и успешном автобусном производстве «Волжанин» в соседнем городе Волжском Волгоград закупал технику в подмосковном Ликино.Ведь всякий рачительный хозяин старается не просто пустить пыль в глаза соседям и домочадцам по поводу покупки, но и потратить деньги с умом.

Один из аргументов, прозвучавший из уст экс-мэра: у москвичей автобусы дешевле. Оно, может, и так. Но сразу вспоминаются слова одного из опытных местных политиков: даже если «Волжанин» дороже аналогов из других регионов, то закупать его региону все равно выгоднее. Дело в том, что в любом случае налоги с прибыли, полученной волжанами, остаются в регионе. Имеется и ряд других косвенных, но весьма очевидных экономических выгод для региона от загрузки местного производства и рабочих рук.

Другой аргумент – муниципальной программой предусматривалось приобретение автобусов по лизингу. То есть фактически в рассрочку. Дескать, не все производители автобусов и их дилеры могли предоставить подобные условия. Вот и в ходе размещения муниципального заказа на лизинговые услуги для участия в аукционе была подана лишь заявка одной лизинговой компании. Как вы догадались, той самой, иногородней. Остается загадкой, почему в конкурсе не приняла участие лизинговая компания «Волжанин», созданная задолго до причинных событий –аж в 2002 году и ныне насчитывающая в своем лизинговом портфеле свыше 1 млрд рублей.

Что касается ценовых аргументов. Как сообщалось в федеральной прессе, «Группа ГАЗ» передала 92 автобуса для мэрии Волгограда. В рамках соглашения по лизингу их стоимость составила 278 млн руб. При этом Волгоград получил 78 автобусов ЛиАЗ-5256 с двигателем Caterpillar в двух вариантах и 14 автобусов ПАЗ-3204 с двигателем Cummins. Сравнение цен на ЛиАЗ-5256 и его аналог по вместимости и комплектации – «Волжанин-5270» по каталогу одного и того же лизингового дилера из Московской, кстати, области показывает: при меньшей «гламурности» «Волжанин» в лизинг стоит более чем на 300 тысяч, или почти на 10%, дешевле. Да и наград, положительных отзывов и престижных сделок у «Волжанина» не меньше.

В общем, почему выбор пал на ликинские автобусы – остается большой загадкой. Странно звучат и ссылки на превратности аукционных процедур в рамках пресловутого закона о госзакупках. Если помимо тяги к пиару в муниципии на тот момент имелась внятная промышленная политика – организовать закупки согласно закону, дело, как говорится, третье. Каковы же были приоритеты на самом деле в мэрии – все мы видим до сих пор. В том числе и на пестрящих рекламными баннерами автобусах.