«Он наш, деревенский»
«Волгоградскую правду» пригласили к себе в гости жители Перекопского сельского поселения – в 74-м году прошлого века в здешних местах снималась знаменитая киноэпопея. Фильм по одноименному роману Михаила Шолохова был посвящен 30-летию Победы в Великой Отечественной войне, и режиссер Сергей Бондарчук, по совету писателя и сценариста, решил ставить картину именно в той местности, которая была описана в произведении. Василию Шукшину досталась роль солдата Красной Армии: простого парня, которому не чужды человеческие радости, открытого и добродушного.
– Именно так Василий Шукшин и вел себя с местными жителями, – уверяет свидетельница съемок Мария Воронкова, – он был добрым человеком, несмотря на то что в 70-е уже считался известным актером. Улыбчивый, худенький, с щербинкой на зубах и бездонными синими глазами. Он мне таким запомнился.
Съемочная группа, которая приехала в Клетский район весной 1974 года, в первую очередь, как уверяют старожилы, познакомилась с местными жителями.
– Две машины поставили вместе, соорудили сцену, – говорит жительница Перекопского поселения Тамара Дерюжкина, – и каждый актер выходил по очереди, здоровался, рассказывал о себе. Это были узнаваемые лица. Звездами их тогда не называли. Но все равно они были наши кумиры. Нонна Мордюкова, Ирина Скобцева, Лидия Федосеева-Шукшина. А среди актеров-мужчин выделялись Юрий Никулин, Вячеслав Тихонов, Сергей Бондарчук, Георгий Бурков и, конечно, Василий Шукшин. К себе он сразу расположил. Простецкий, наш, деревенский. Рассказал, что родился в Алтайском крае, в маленьком селе. Прочитал стихи. Какие уж – не помню. Только настроение какое-то праздничное сразу охватило, ощутила радость, восхищение. А он все смотрел на нас своими голубыми глазами – взгляд такой мощный, что выдержать сложно.
«Пил только молоко»
Многие женщины, пришедшие тогда на встречу с Шукшиным и другими актерами, опустили глаза. И заметили – штаны-то у Василия Макаровича не по размеру короткие. Старые носки спустились на туфли, и по сцене замелькали голые щиколотки – тщедушные, как у цыпленка. Поэтому сразу возникло одно желание – накормить человека.
– Мы с мужем в те времена овец пасли, – вспоминает Мария Воронкова, – раз глядим, идут трое – Шукшин, Никулин и Бурков. А мы только трапезничать собрались – расстелили в поле полотенчико, разложили картошку, яйца, сало. Ирьяна бутылочку поставили – это кислое молоко с водой и с сахаром. Предлагаем актерам: угощайтесь на здоровье. На что Шукшин отвечает: «Так мы у вас все съедим, неудобно как-то». Все же уговорили их. Василий попивал ирьян и нахваливал: «Ух, хорошее молочко, деревенское. Прямо как мама у меня готовила».
Как специально замечают жители – известный актер любил пить в Клетском районе ирьян, взвар, иногда кофе просил найти, которое в то время не всегда завозили в сельпо. Но вот водку – ни в коем случае. А что теперь иногда сочиняют некоторые кинокритики – это, по словам свидетелей съемок фильма, не соответствует истине. В Клетском районе Шукшина пьяным никто не видел.
– Пили в основном начальники съемочной группы, то есть их дирекция, – откровенно делится житель хутора Логовского Александр Дерюжкин, – усядутся в реквизит для фильма, джип "виллис", и гонят к нам в село, аж пыль во все стороны. Водку в сельпо закупали. Иногда напивались и солдаты-срочники, которых также прислали для съемок, – добавляет старожил, – но с ними тогда был разговор короткий. Учуют их командиры запах спиртного и отправляют провинившихся к старушкам огороды копать.
В 74-м году Александр Дерюжкин работал водителем в совхозе «Перекопский». Как учили партия и местное начальство, они обязаны были по первому зову помогать товарищам режиссерам и актерам. Для фильма отдавали совхозные участки с рожью – она выжигалась, но ровно настолько, сколько нужно было для реалистичного кадра. Местная столовая также была всегда открыла для актеров. Ирина Скобцева, исполнявшая роль врача в киноэпопее, часто приходила в село за сметаной – блондинка с нежной кожей, она обгорала под жарким солнцем и использовала сметанку в качестве крема от ожогов. В то время, вспоминает Дерюжкин, в столовой трудилась повариха Наталья. Василий Макарович принялся за ней ухаживать – то цветов ей нарвет, то комплиментами осыплет. Она ему компот приносит, а актер кланяется и ручку целует.
«Был скромным романтиком»
– Да, в жизни Василий Макарович был более интеллигентным, чем его герой Лопахин, – включается в беседу свидетельница съемок фильма Зина Веденеева. – Помните, как Лопахин на экранную Наталью Степановну, хозяйку подворья, с поцелуями набросился? Та его выгнала и синяков наставила. А Шукшин был скромным, со всеми сельскими девушками разговаривал почтительно. Да и не побалуешь больно, когда жена Лидия была рядом. Она то уезжала в Москву, то снова возвращалась на съемки.
Постепенно жители привыкли к актерам и начали воспринимать съемки фильма как одну из сторон своей жизни.
Александр Дерюжкин по распоряжению руководства начал возить совхозное горючее для заправки танков, использовавшихся в фильме. Они были настоящие, на них бойцы еще фашистов били. А вот мелкие реквизиты поставлялись с фабрик и заводов.
– Однажды привез бензин, смотрю, а лучший друг Шукшина Никулин стоит и фляжку о танк обивает, – вспоминает Дерюжкин. – Я осмелился и сделал замечание: «Что делаешь, зачем такую хорошую фляжку портишь?" Он мне: «Где видел, чтобы на войне фляжка новая у солдата была?» И с этими словами отдал фляжку мне. Хранил я подарок десятилетия, теперь внучка Женечка из Фроловского района ее к себе забрала. Стала фляжка экспонатом в школьном музее в селе Терновка.
В целом, как рассказывают старожилы села, актеры и сценаристы всегда старались добиться настоящей реалистичности в фильме. Даже попытались воссоздать местность хутора Мелологовского, где проходили боевые действия.
– Но наши бабушки все же нашли несколько отличий, – отмечает Тамара Дерюжкина, – мы тогда молодыми были, работали много, а они могли чаще заглядывать на съемочную площадку. Там шлагбаум стоял, но пешком можно было пройти. Двоюродной сестры мама – баба Грепа и ее соседка, баба Поля Родионова, нам рассказывали: до войны не было колодцев, которые в кадре появились, и мельницы тоже не было. А ведь именно сражение за мельницу многим зрителям и запомнилось.
Как рассуждает глава Перекопского сельского поселения Сергей Кудрин, вероятно, бой за мельницу был собирательным, похожим на освобождение тысяч малых сел и деревень. Ему, в то время подростку, было очень любопытно наблюдать за процессом съемок фильма. Подсмотренные сцены накладывались на рассказы старших о войне. Иногда он с ребятами бегал на съемочную площадку – удивлялся реалистичности казачьих хат-декораций, заглядывал в колодцы, которые на самом деле оказывались лишь деревянными остовами на земле. А однажды они с мальчишками проникли в помещение, где хранились муляжи раненых и изувеченных солдат для батальных сцен.
– Жуткое зрелище, – говорит Кудрин, – это были манекены, но создавалось впечатление, что они живые люди, которые только что погибли на поле боя.
– Только тогда в полной мере осознал, что то место, где я родился, святое, – признается Кудрин, – каждый сантиметр земли у нас полит кровью солдат. И в фильме точно передана атмосфера того времени, может, потому, что некоторые актеры сами были фронтовиками. Вместе с главой поселения едем в то место, где снимался фильм. До войны здесь, на берегу Дона, был хутор Мелологовский, стертый с лица земли фашистами. Потом снимали фильм, и стоял пришвартованный корабль, где жила основная съемочная группа. А на берегу для нескольких актрис ведущих ролей построили три кирпичных домика. Куда потом подевались строения, никто из местных не знает.
– Сейчас здесь частная турбаза, – указывает на огороженную площадку с домиками глава поселения, – у них и ключи от часовни Василия Великого, построенной также в память о Василие Шукшине.
Посетив часовню, мы действительно натыкаемся на амбарный замок. Начинается дождь, небо сереет, как в тот день по свидетельству историков, когда умер Шукшин – 2 октября 1974 года. Сельский глава делает предположение – замок на часовне, вероятно, повесили от вандалов. Но потом заключает – если бы больше туристов приезжало сегодня в район, может, хулиганы не приходили бы в многолюдное место. А пока ветер обдувает на вершине меловой горы одинокую часовню с иконой и забытой свечкой на полу. Когда-то сюда, на вершину холма, взбирался актер, режиссер, писатель и ветеран войны Василий Шукшин. Голубыми глазами, которые до сих пор помнят местные жительницы, он взирал на красоту вокруг: белоснежные горы, покрытые зеленым одеялом, крутые берега зеркального Дона. Вероятно, как любой фронтовик он радовался наступившей мирной жизни – и ушел от нас в твердой уверенности, что так все и останется на века.