– Реформы в России всегда удавались лишь в той мере, насколько они соотносились с культурой национальной. Культура, формирующая мировоззрение и образ будущего, – опорный механизм мотивирования общества к реформам.
Партия, запуская проект «Культура и время», учитывает, что модернизация состоится только, если она станет общим делом и будет принята людьми. Успех реформирования напрямую зависит от реальной оценки состояния культуры и культурной политики в стране.
Что же мы имеем? В управлении культурой доминирует чиновничий стиль. Его суть – не создавать условия и стимулировать развитие, а контролировать и распределять. При этом, к сожалению, сохраняется и охраняется, как правило, не столько культурное наследие, сколько зависимость культурного процесса от персоны чиновника. Преобладающие типажи чиновника от культуры – это либо тип «ноющего, прибедняющегося просителя» или наоборот ушлого махинатора, сдающего филармонии под корпоративы и концерты заезжей попсы.
Менеджмент культуры находится на уровне «позднего совка», когда стиль и методы еще остались, а ответственность уже ушла. Распределительный тип финансирования культуры убивает инициативу. Не выявляются, не поддерживаются, а чаще отторгаются инноваторы в этой сфере.
К сожалению, такая унизительно-просительная «снизу-вверх» позиция удобна не только чиновникам, но и многим деятелям культуры. Добавим к этому крайнюю зависимость от персон руководителей регионов и муниципалитетов, их вкусов, пристрастий и, извините, общего уровня культуры этих высокопоставленных чиновников.
Семен Франк в «Вехах» более ста лет тому назад писал: «В этом распространенном в интеллигенции стремлении успокаиваться дешевой мыслью, что «во всем виновато начальство», сказывается рабья психология, чуждая сознания личной ответственности и привыкшая свое благо или зло приписывать милости или гневу посторонней, внешней силы».
В проект «Культура и время» мы заложили и сохранение (через гражданский и партийный контроль и мониторинг), и стимулирование (через конкурсные и грантовые механизмы).
Основными направлениями реализации проекта планируются:
«Культурный диалог». Организация системы дискуссионных площадок и культурных акций на федеральном и региональном уровне.
«Кадровое обеспечение культурных инноваций». Проведение серии конкурсов, направленных на выявление лучших в профессии, поддержку и популяризацию положительного опыта, построение системы, мотивирующей приток молодежи и современных менеджеров в отрасль.
«Пространство культуры». Проведение информационно-аналитической деятельности. Анализ и мониторинг состояния отрасли, инвентаризация культурных ресурсов страны, выявление конкретных проблем и позитивных примеров их решения во всех сферах культуры.
«Культурное законодательство». Разработка предложений, направленных на развитие законодательной инфраструктуры в сфере культуры.
«Культурный мониторинг». Создание информационно-образовательного портала, посвященного вопросам культурной модернизации и реализации проекта. Портал призван создать универсальную среду общения, предложить механизмы продвижения инновационных идей, совместных средств работы над проектами, организовать консультационно-образовательную помощь.
В проекте предполагается уделить Интернету особое внимание. Интернету как новому инструменту формирования мировоззрения, а поэтому и культурному феномену, имеющему к тому же глобальный характер. Ни в коем случае не в режиме контролировать и не пущать – а знать, поддерживать и направлять.
Приступая к реализации проекта, мы сегодня располагаем и дополнительными ресурсами.
Это первое – фундаментальный доклад по культуре, подготовленный Фондом «Стратегия 2020», который мы активно используем в работе. Общий вывод этого исследования состоит в том, что на самом деле, как это ни парадоксально, именно ставка на самобытность и предопределяет западный, европейский путь развития страны и соответственно путь ее модернизации.
Это второе – готовящийся в ГД ФС РФ закон о культуре. В рамках проекта мы постараемся активно обсудить и сформировать предложения в этот закон. Но уже сейчас присоединимся к замечаниям Общественной палаты, требующим ввести в обязанность проводить экспертизу влияния любой государственной программы на культуру, а также ответственность чиновников за реализацию культурной политики.
Это и третье – сейчас в регионах на улицах, в коллективах, через Интернет идет активный сбор предложений в Народную программу. Уже поступило более полумиллиона предложений. Культурные запросы далеко не на первом месте – но 1-2% предложений и наказов касаются культурной сферы. И они будут задействованы в работе.
Мой друг и один из основателей Либерального клуба ЕР Дмитрий Коган предложил как-то «объявить Год культуры России… в России». В самом деле – как мы гоним на Запад сырую нефть, не перерабатывая ее в России, так и в культуре зачастую все то талантливое, что появляется – от фестивального кино до музыкантов и художников – еще не сформировавшись, стремится реализоваться на Западе, так и не став культурным явлением в собственной стране. Россия за МКАДом не интересна культурным деятелям. И, добавлю: эта Россия не очень-то ждет их.
Разумеется – на высокую культуру надо формировать спрос, и ей надо платить. Здесь нужна и новая культурная политика, система стимулов и преференций, и современные менеджмент. Для этого нужен, если хотите, цивилизационный сдвиг.
Триада – закон, доклад и наш проект, да плюс к этому Народная программа – это хороший концентрированный удар, который может прорвать фронт равнодушия, прибеднения, убогости и патернализма, доминирующего в культурной политике, как на федеральном уровне, так и на местах.
И еще! Будущее должно влиять на актуальную политику сильнее.
Великий испанский писатель Хосе Ортега-и-Гассет писал: «…наша жизнь – это прежде всего столкновение с будущим... Главное, в чем мы живем, – не прошлое и не настоящее; жизнь – это деятельность, устремленная вперед, а прошлое и настоящее раскрываются потом, в связи с этим будущим. Жизнь– это будущее, то, чего еще нет…»
Вы можете спросить, кто все это будет делать? Мы с вами и будем.
По утверждению философа Дж. Милля: «Один верящий стоит девяносто девяти интересующихся».
Черчилль как-то сказал, что генералы всегда готовятся к прошлой войне. Культура же предоставляет каждому народу уникальный код доступа к будущему. Надо лишь не пройти нужную развилку и выбрать правильное направление.
Надеюсь, наш с вами проект поспособствует правильному выбору.