Когда недостатки – не продолжение достоинств

Иногда покупатель, приобретя тот или иной товар, сталкиваются с тем, что в нем в процессе эксплуатации могут проявиться те или иные недостатки. А что такое «недостаток товара» и как его выявить? Об этом мы попросили рассказать консультанта отдела по защите прав потребителей аппарата главы администрации Волгоградской области Илону Егорову.

– Понятие «недостаток в товаре», – говорит она, – определено в Законе РФ «О защите прав потребителей». Недостаток в товаре определяется по одному (или совокупности) следующих критериев:

1. Несоответствие обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке. Здесь речь идет об общеобязательных требованиях, которые, как правило, утверждаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с полномочиями, предоставленными им законодательством. Эти общеобязательные к исполнению требования содержатся в понятии «стандарт».

2. Несоответствие товара условиям договора – если в договоре были указаны одни характеристики товара, установленные к этой группе товаров стандартами, а потребителю предоставляется товар с иными.

3. Несоответствие целям, для которых товар определенного вида обычно используется.

4. Несоответствие целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора.

5. Несоответствие товара образцу или описанию при его продаже потребителю.

Если из-за указанных выше недостатков будет причинен какой-либо вред потребителю, то в соответствии со ст. 14 Закона, изготовитель (исполнитель) или продавец будут нести имущественную ответственность перед потребителем.

К существенным недостаткам товара относятся недостатки, которые делают невозможным или недопустимым использование товара в соответствии с его целевым назначением и которые делают его использование по назначению опасным для жизни, здоровья или имущества граждан; те недостатки, которые не могут быть устранены либо проявляются вновь после устранения, а также недостатки, для устранения которых требуются большие финансовые затраты.

В пункте 2 ст. 475 Гражданского кодекса РФ тоже определены критерии отнесения недостатков, выявленных в товаре.

Указанными в законодательстве признаками необходимо руководствоваться в каждом конкретном случае при решении вопроса об отнесении выявленного в товаре недостатка к существенным. Эти вопросы решает либо продавец (изготовитель), экспертное учреждение, а в случае возникновения спора о недостатках товара – судебная инстанция.

Согласно пункту 1 ст. 4 Закона, товар признается качественным тогда, когда его качество соответствует договору, то есть условиям, определенным в договоре или требованиям установленного к этой группе товаров стандарта.

При заключении договора купли-продажи между потребителем и продавцом (изготовителем) качество товара должно соответствовать требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, которые устанавливаются законодательством и являются одинаковыми для всех потребителей.

При отсутствии в договоре условий о качестве товара он признается качественным, если соответствует предъявляемым к нему требованиям и пригоден для целей, для которых он обычно используется.