
Феномен стабильности
До революции основные группы населения проживали как рассеянно, так и большими общинами, сохраняя язык и обычаи. В то же время происходила известная нивелировка народной культуры у каждой из них. Это было обусловлено приспособлением к новой экологической среде и взаимной притиркой народов. Этот процесс у народов, существенно различавшихся по образу жизни (кочевники-скотоводы и оседлые земледельцы), по культурным установкам (немцы и калмыки), по религиозной картине мира (буддисты, мусульмане, христиане), проходил далеко непросто и небезболезненно.
Казахи разоряли немецкие колонии, калмыки, ногайцы и донские казаки обменивались взаимными угонами скота и военными стычками, но собственно этнической конфликтности в этих процессах не было. Примерно к середине XIX века в крае наладилось уже совершенно мирное существование отдельных этнических групп и общин.
XX век принес потрясения, отразившиеся на ситуации в регионе: расказачивание, коллективизация, насильственное выселение немцев и калмыков, а затем их возвращение. В 1950-х гг. началась миграция в наш край корейцев, чеченцев, дагестанцев, марийцев, чувашей и др., что привело к появлению «трудных» вопросов и болевых точек в регионе.
Однако и эти тяжелые по своим последствиям акции не привели к созданию взрывоопасных ситуаций. Остался наш регион в стороне и от полосы этнических конфликтов и потрясений, прокатившихся на постсоветском пространстве в конце 1980-х – начале 1990-х годов.
Непростая ситуация с обещанной поволжским немцам автономией была чревата многими осложнениями, но она разрешилась в духе советских времен. Немцы, не дождавшись обещанного, начали массовый исход в Германию. Возрождение казачества также не повлекло за собой возникновения каких-либо конфликтных ситуаций.
За последние два десятилетия наблюдался интенсивный приток в край жителей бывших союзных и автономных республик Северного Кавказа и Закавказья. Более чем на четверть возросла численность казахов. Активизировались все крупные этнические группы и диаспоры. С начала 1990-х годов начался бурный процесс создания национальных культурно-просветительских, религиозных и прочих организаций, общин.
И тем не менее, когда все постсоветское пространство сотрясалось от межэтнических конфликтов, Волго-Донской регион удивлял стабильностью в столь сложный переломный период. И в настоящее время ситуация в регионе существенно отличается от крайней напряженности, например, соседнего Северного Кавказа. Чем же объясняется этот феномен?
Фактор «Дикого Поля» и «казакования»
Волго-Донское междуречье с древнейших времен было частью так называемого Каспийского коридора. По нему начиная с эпохи бронзы нескончаемыми потоками двигались волны кочевников. Позднее эта территория обозначалась на средневековых картах как Дикое Поле.
Если попытаться дать определение Дикому Полю, то это – пограничье, причем помноженное на три. Это буферная зона между степью и лесом, кочевниками и земледельцами-славянами, христианством и мусульманством. Именно в ситуации фронтира – экономического, политического и религиозного пограничья с весьма подвижными и «пористыми» границами – формировалось постоянное население региона. Ситуация фронтира и Дикого Поля не давала отдельным этническим группам замыкаться в себе, способствуя постоянному культурному взаимообмену.
Если посмотреть на этнокультурную ситуацию Каспийского коридора в исторической ретроспективе, можно обнаружить, что здесь одна этническая волна сметала другую, а остатки племен и народов «застревали» севернее (Среднее Поволжье) и южнее (Северный Кавказ). Край заселялся волнами так называемой вторичной колонизации.
Справедливо будет сказать, что среди народов, населяющих край, нет ни одного «коренного»: и славяне, и калмыки, и татары, и немцы – пришлые для этой территории. Традиции казакования, формировавшиеся в Диком Поле со времени позднего средневековья, безусловно, оказали существенное влияние на складывание здесь межэтнических отношений. В условиях социального и культурного вакуума Дикого Поля казаки создавали самобытную пограничную культурную модель, на первых порах игнорировавшую фактор этничности. Первоначально казачество складывалось именно как социальный (воинский) феномен.
В этом процессе принимали участие люди, оторвавшиеся от разных этнических и социальных массивов, расположенных по обе стороны пограничья. И в раннее, и в более позднее время казачья традиция отличалась открытостью к культурным контактам и заимствованиям восточнославянских, тюркских и северокавказских элементов. Культурный взаимообмен происходил интенсивно.
На столетие вперед
Освоение края казаками открыло пути для его колонизации русским земледельческим и промысловым населением. Этот процесс также имел специфику.
Формирование культуры русских крестьян Нижнего Поволжья проходило в ситуации открытости и межкультурных контактов. Колонизация первоначально была народной и вольной – до середины XVIII в. край заселялся беглыми людьми. В низовьях Волги возникали небольшие и разбросанные поселения казаков, рыбаков – беглых и прочих «зашедших».
Затем началось строительство городов-крепостей, огромные территории вокруг которых оставались долгое время незаселенными.
И если государственная политика заселения окраин проявлялась в Саратовской и Астраханской губерниях одинаково, то другие пути колонизации были различны. В Саратовском крае, особенно в северных уездах, преобладала помещичья колонизация и в какой-то мере монастырская. Астраханский край и близкие к нему Камышинский и Царицынский уезды Саратовской губернии заселялись преимущественно самостоятельными переселенцами. Заселение низовых земель помещичьими крестьянами происходило также крайне медленно.
«Вольная народная» колонизация (не связанная с военной экспансией или утверждением помещичьего гнета) определенным образом влияла на протекание этнических процессов в регионе, создавая благоприятные условия для межкультурных контактов. Так, уже на самых ранних этапах складывалась та культурная среда, которая и определила во многом стратегию взаимной терпимости и комфортности существования разных этносов и этнических групп на столетия вперед.
Не разошлись по "этническим квартирам"
В новые и новейшие времена появились и иные факторы межэтнической стабильности. Территориально-административная политика советской власти не способствовала возникновению в регионе значительного числа (как на Северном Кавказе) моноэтнических образований. Потерпело крах создание «казачьей республики», была ликвидирована немецкая автономия, не произошло территориального обособления букеевских казахов.
В годы советской власти продолжалось активное смешение народов в регионе, постоянное население пополнялось волнами новых переселенцев. При этом ни один из народов не замыкался в своей «этнической квартире».
В это время происходило активное «разбавление» казачьего населения края иногородними; возрастала разбросанность расселения этнических групп (например, «распыление» поволжских немцев после ликвидации автономии или характер заселения Заволжья переселенцами в советскую эпоху); появлялось все больше поселений со смешанным этническим составом населения.
Совершенно очевидно, что в это время ущемлялась этничность населявших край народов (не только репрессированных немцев и расказаченных казаков, но и русского населения). Но в то же время создавалась ситуация, вынуждавшая народы искать пути и формы мирного сосуществования.
Все эти факторы влияют и на ситуацию сегодняшнего дня. Это не значит, что в регионе нет проблем в межэтнической сфере. Но следует изучать прошлое, брать из него лучшее, сохранять и впредь статус нашего края как перекрестка культур и цивилизаций с традициями межэтнического мира и согласия.