Лицензии не требуется. А жаль
В Волгоградской области был подготовлен проект закона «О транспортном обслуживании населения легковым такси». Документ разработан в соответствии с федеральным законом № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», который вступит в силу 1 сентября 2011 года. Законопроект призван обеспечить безопасность пассажирских таксомоторных перевозок, здоровую конкуренцию среди перевозчиков на рынке транспортных услуг, оказываемых населению.
– До сих пор оказание услуг по перевозке пассажиров на такси не регламентировалось четко законом, – рассказал старший консультант сектора правового обеспечения Управления транспорта и коммуникаций администрации Волгоградской области Вадим Матинченко. – Если раньше, лет 6 назад, таксисты работали строго по лицензиям, то в соответствии с введением нового закона о лицензировании отдельных видов деятельности, лицензии на этот вид бизнеса больше не требуется. Поэтому мы и наблюдаем такое большое количество «бомбил» и незарегистрированных компаний, занимающихся пассажирскими перевозками на такси.
Если сегодня, чтобы называться таксистом и зарабатывать деньги, достаточно прицепить «шашечки» на крышу автомобиля, то уже в скором времени «бомбилам» придется несладко – новые требования к пассажирским перевозкам призваны навести порядок на рынке транспортных услуг.
– Выдаче разрешений на перевозки пассажиров и багажа легковым такси на территории региона уделено основное внимание в законопроекте, – отметил Вадим Матинченко. – Этот документ будет выдаваться уполномоченным органом исполнительной власти – управлением транспорта и коммуникаций администрации области – и действовать в течение пяти лет. Первоначально это разрешение будет выдаваться бесплатно всем, кто обратился. Получить документ необходимо до 1 января 2012 года, после этого срока к тем, кто этого не сделал, будут применяться штрафные санкции. Для получения разрешения необходимо предоставить заявление и документы, подтверждающие, что у предпринимателя есть легковые автомобили на правах собственности или финансовой аренды лизинга. В случае отсутствия у водителя разрешения на перевозку будет взиматься штраф в размере 5000 руб.
Утро начинается с медосмотра
Уже сегодня предприниматели высказывают недовольство тем, что арендованные автомобили не смогут более работать в качестве такси. Однако законодатели оперируют тем, что предприниматель, берущий в аренду автомобиль, часто не несет ответственности за техническое состояние автомобиля и в случае возникновения претензий, может легко «выкрутиться».
– Теперь, чтобы получить разрешение, к предпринимателям предъявляются серьезные требования, которые в итоге будут работать на повышение качества обслуживания населения, – отметил Вадим Матинченко. – Каждые 6 месяцев автомобиль должен будет проходить техосмотр, как это сегодня делают водители автобусов и др. Такси – это такие же пассажирские перевозки, как маршрутки, трамваи, троллейбусы, поэтому наведение порядка в этой сфере, конечно же, нужно. Водитель такси должен иметь стаж управления транспортным средством не менее трех лет, уметь ориентироваться в населенном пункте, производить перевозку пассажиров только с включенным и исправным таксометром. Среди требований – наличие цветографической схемы (шашечки такси) на кузове автомобиля, то есть теперь появился реальный стимул для борьбы с нелегальными перевозками такси. Не каждый захочет портить свой личный автомобиль рисованием цветографической схемы. А между тем за отсутствие опознавательного фонаря или цветографической схемы на автомобиле будет взиматься довольно серьезный штраф – водители заплатят 3000 руб., должностные лица – 10 000, а юридические лица – 50 000 руб. Единой цветовой гаммы для такси мы пока вводить не будем, хотя такой вариант тоже рассматривался. Как и поднимался вопрос о том, чтобы отменить праворульные автомобили и ввести униформу таксистам. Но эти требования также посчитали пока необоснованными.
Еще одно нововведение, призванное повысить безопасность перевозок – это обязательное прохождение водителем перед выходом на линию медицинского освидетельствования и осмотра транспортного средства механиком.
Признаки цивилизации
Наверное, одно из главных преимуществ для потребителей, пользующихся услугами такси – это то, что теперь каждое такси будет оборудовано таксометром. Дополнительные расходы для предпринимателей в итоге обернутся преимуществами для потребителей. Хотя это требование существовало и раньше, однако, до введения нового федерального закона, системы контроля и наложения штрафов не было, что приводило к тому, что большинство таксистов это требование игнорировало. Теперь же каждому потребителю будет выдаваться чек – таксометр поможет проследить, что цена на услуги не завышена.
А в случае возникновения претензий, всегда можно будет узнать, куда обратиться. На передней панели справа от водителя должна размещаться следующая информация – краткое и полное наименование фрахтовщика, условия оплаты за пользование, визитная карточка с фото водителя, наименование адрес и контактный телефон организации.
– Такие требования давно действуют во всех цивилизованных странах, – отметил Вадим Матинченко. – А в России до сих пор эта деятельность никак не регламентировалась. Теперь же действующим законодательством для нарушителей правил предусмотрены довольно серьезные штрафы. Например, за управление транспортным средством, не прошедшим очередной техосмотр, предусмотрен штраф от 500 до 700 руб. Отсутствие в легковом такси информации о водителе и организации влечет наложение штрафа на водителя – 1000 руб., на должностных лиц – 2000 руб., на юридических лиц – 30 000 руб.
Некоторые «бомбилы», с которыми нам удалось обсудить нововведения, уверены, что новые требования для многих невыполнимы и приведут к значительному сокращению числа таксистов. Хотя есть и те, кто скептично относится как к требованиям, так и к повышенным штрафам. Мол, как «бомбили», так и будут дальше «бомбить». Они также высказывают опасения, что из-за дополнительных требований и необходимости материальных вложений услуги на такси могут повыситься в цене. Однако официальные лица утверждают, что правила могут быть невыгодны только нелегалам. Добросовестные же предприниматели, по их словам, охотно ждут нововведений и надеются на цивилизованное урегулирование отношений между таксистами и пассажирами.