Педали крутит солнце

В Камышинском технологическом институте изобрели велосипед. Новинку снабдили третьим колесом, солнечной батареей и способностью перевозить помимо самого водителя груз весом до 50 килограммов. Революционное ноу-хау удостоилось патента, чем опровергло известную пословицу. Авторы проекта уверены: скоро «солнечный» транспорт станет универсальным лекарством от целой серии проблем: избытка пробок, недостатка парковок, дорожающего топлива и загрязнения воздуха. Подробнее о проекте рассказывает один из его создателей – Валерий Галущак, преподаватель Камышинского технологического института.

Итак, зачем понадобилось изобретать велосипед?

– Мы давно работаем над использованием альтернативных источников энергии, в том числе и в сфере транспорта. Нередко обращали внимание на опыт концернов Mazda, Honda, но нам такие многомиллиардные проекты, естественно, были не по карману. Но потом мы поняли, что и большинству россиян эти машины недоступны. По статистике, сейчас только 15-20% жителей страны имеют свой автомобиль. И мы занялись созданием велосипеда на солнечной батарее, способного перевозить груз.

Мы проанализировали статистику и выяснили, что на наше изобретение можно будет перевести до половины всех грузоперевозок, потому что нередко автомобили, предназначенные для перевозки груза весом до пяти тонн, везут всего несколько десятков килограммов. Если вы предприниматель, вам не надо будет нанимать «ГАЗель», чтобы подвести к киоску двадцать килограммов колбасы. Отсюда – решение сразу двух проблем: пробок и парковок. Об отсутствии загрязнения воздуха я и не говорю.

В какой стадии сейчас проект?

– Мы закончили теоретическую разработку, получили патент и сейчас создаем первую опытную модель на базе велосипеда «Энергия». Предполагается, что в будущем у нас будет три различных модели: «Дачник» – для людей пожилого возраста, велосипед для бизнеса – с хорошей грузоподъемностью, и «Мама и я» – для мам, отвозящих детей в садик. Визуально «солнечный» велосипед будет выглядеть как обычный, за исключением того, что получит третье колесо для устойчивости, кузов и расположенную на нем солнечную батарею.

Как на нем ездить?

– Ничего сложного. Начинаете крутить педали, а затем едете за счет солнца. Для управления скоростью – ручка на руле, как у мотоцикла. Педали в момент использования солнечной энергии не крутятся, ноги стоят на них. Предполагается, что «Дачник» будет развивать скорость до 18 километров в час и перевозить груз массой до 50 килограммов. Дальность хода не будет зависеть ни от скорости, ни от веса груза, ни от состояния погоды. Она составит 100 километров. При этом для зарядки нужно будет оставить батарею на солнце на восемь часов. Будет возможность заряжать велосипед от сети. Мощность двигателя – 250 Вт. Таким образом, в плане затрат электричества «Дачник» будет сравним с яркой лампочкой.

Изменяли ли вы тормозную систему?

– Да, она теперь будет двойной: механической – с помощью педалей, и электродинамической – за счет двигателя.

Каким образом солнце будет работать на велосипедиста?

– Свет попадает на солнечную панель, расположенную на кузове. Эта энергия заряжает аккумулирующую систему, которая связана с приводом переднего колеса. В общем, «солнечный» велосипед изобретен не нами. На них давно ездят в Австралии. В Гамбурге на велосипедистов переложено 52% перевозок. Наша заслуга состоит в изобретении именно грузового «солнечного» велосипеда.

Каков будет дизайн вашего ноу-хау?

– Об этом мы пока не думали. Наверное, объявим конкурс для студентов художественных вузов. На сегодня главной нашей проблемой является привлечение инвестиций. К сожалению, большинство наших бизнесменов не готово вкладывать деньги в науку. Фактически все они являются спекулянтами и предпочитают работать на основе перепродажи. Власть имущие и нефтепродающие также настроены скептически. Когда я предлагал им вложить в проект деньги, когда указывал на то, что большинству автомобили недоступны, потому что топливо дорожает, они отвечали: упадет спрос на авто – подымем цены на проезд. Вот их решение проблемы. Они привыкли ездить на своей «Тойоте» и не воспринимают инновации. Это религия бензина, и мы столкнулись с ее фанатиками. А фанатикам бесполезно что-либо объяснять.

Так дойдет ли «солнечный» транспорт до людей?

– Думаю, да. Проект называется «Развитие велосипедного транспорта в малых городах России». Он комплексный, и кроме создания самих велосипедов предполагает разработку сетки велосипедных дорожек в нескольких населенных пунктах. В первую очередь, предложим этот проект администрации Камышина, Жирновска, а также олимпийского Сочи. В будущем найдется поддержка. Сейчас мы работаем за счет финансирования гранта Фонда имени Бортникова. Вероятно, когда сделаем первую модель, сможем отыскать финансирование. Думаю, здесь будет то же, что и с ё-мобилями. Когда будет создано нечто осязаемое, мы найдем своего Прохорова.