Первые в мире ракетные катера вели огонь с Волги

  • Первые в мире ракетные катера вели огонь с Волги
  • Советский малый бронекатер проекта С-40, отшвартованный к причалу
  • Владимир Павлович Бармин – советский ученый, конструктор реактивных пусковых установок, ракетно-космических и боевых стартовых комплексов. Один из основоположников российской космонавтики
29 августа 1942 года в журнале боевых действий бронекатера БКА № 314 проекта 1124 Волжской военной флотилии появилась запись: «Вели огонь по дер. Рынок из М-8. Израсходовано 45 реактивных снарядов. Уничтожен взвод автоматчиков». Казалось бы, достаточно рядовой эпизод в Сталинградской битве. Однако оказалось, что этот день станет исторической датой.

Много позже лауреат Ленинской и Государственной премий А. Н. Васильев написал: «Так было зафиксировано заступление на боевую вахту ВМФ советского ракетного оружия». Александр Николаевич знал, о чем писал, – в годы войны он работал руководителем группы в СКБ московского завода «Компрессор», в котором проектировались реактивные пусковые установки.

Неожиданный и часто ошеломляющий успех первых, хотя еще немногочисленных, гвардейских минометных частей сразу подсказал идею применения пусковых установок реактивной артиллерии на кораблях. Кстати, в первую очередь имелись в виду наименее уязвимые быстроходные корабли речных флотилий, прежде всего бронекатера, действовавшие против береговых целей.

Уже в январе 1942 года командование флота приняло специальное решение об усилении огневой мощи ряда серийных малых кораблей. Для этого предполагалось применить новые установки БМ-8 и БМ-13.

Правда, скоро выяснилось, что необходима переделка «сухопутных вариантов». Стало очевидно, что специфические условия малого корабля существенно отличаются от тех, на которые армейские установки рассчитаны. Соответствующее правительственное задание было дано СКБ завода «Компрессор» (главный конструктор Владимир Бармин). Работы начались в январе, а в мае 1942 года были готовы опытные образцы, начался их монтаж в городе Зеленодольске на большом и малом бронекатерах Волжской флотилии, имевших бортовые номера 314 и 350.

В июне уже проводились испытания государственной комиссией; нарком ВМФ сразу же утвердил Акт испытаний, и одновременно был выдан заказ на срочное изготовление первых 40 катерных установок.

Установка М-8-М башенно-палубного типа состояла из верхней качающейся части с 12 двутавровыми балками на 24 реактивных снаряда калибра 82 мм, основания, прицельного устройства и механизмов вертикального и горизонтального наведения. Угол возвышения направляющих можно было изменять в пределах от 5 до 45°. Основание с качающейся частью и сиденьем наводчика вращалось на шаровом погоне – могло поворачиваться на 360°. Все 24 снаряда сходили с направляющих за 7–8 секунд.

Установка M-13-MI надпалубного типа ставилась на больших БКА в корме – вместо танковой башни. Стрелял из рубки командир установки. Залп 16 реактивных снарядов сходил за 5–8 секунд.

Поздней осенью все того же 1942 года началось формирование отдельного дивизиона – так называемых «минных катеров 3-й бригады речных кораблей» Волжской флотилии. В состав дивизиона должны были войти два отряда – по шесть минометных катеров типа «Ярославец» с установкой M-13-MI и два отряда новых торпедных катеров «Г-5» с установкой М-8-М. Это была первая часть ракетных катеров в ВМФ.

Но в полном составе этот отдельный дивизион принять участие в боевых действиях Сталинградской битвы не успел. Весной 1943 года он был расформирован. Катера из дивизиона попали на Онежское озеро, на Черное море и составили ядро Днепровской флотилии.

Добавим, что на заключительном этапе войны минометные катера и бронекатера, вооруженные реактивными снарядами, широко использовались для огневой поддержки действий сухопутных войск, при высадке десантов и выполнении многих других боевых задач.

В конце 1940 года Бармина назначили главным конструктором завода «Компрессор», который уже через несколько дней после начала войны, 30 июня 1941 года, был переориентирован на производство реактивных снарядов и пусковых установок для них. Во время Великой Отечественной войны на заводе под руководством Бармина было разработано и изготовлено 78 типов экспериментальных «катюш» , 36 из них были приняты на вооружение.

DNG

Читайте Волгоградская правда.ру в:

Поделиться в соцсетях:

нет