«Приоритет для нас – повышение статуса преподавателя»

В преддверии Дня знаний «Волгоградская правда» обратилась к руководителю комитета по социальной политике Волгоградской областной думы Ирине Гусевой, чтобы расспросить, что ждет учителей, преподавателей, всех работников образования и родителей. Ирина Гусева, по образованию педагог, в своей депутатской работе уделяет много внимания лоббированию интересов учителей региона. Так что обо всех новшествах, касающихся системы образования, она знает не понаслышке.

– Впереди 1 сентября, начало нового учебного года. Как вы, председатель комитета Волгоградской облдумы по социальной политике, заместитель руководителя думской фракции «Единая Россия», могли бы охарактеризовать этот предстоящий учебный год?

– Новый учебный год, с одной стороны, обычный, депутаты Волгоградской областной думы, и я в частности, всегда с готовностью ждем его. Однако, с другой стороны, приближающийся учебный год имеет свою особенность и является необычным. И все дело в том, что именно на нашей Волгоградской земле председатель правительства Владимир Путин на прошедшей в мае Межрегиональной конференции «Развитие Юга России» особое внимание уделил вопросам образования. Напомню, что еще 4 апреля Путин дал поручение произвести модернизацию системы общего образования и повысить престиж учителя. По решению президиума политсовета «Единой России» мне доверено координировать проект «Модернизация образования» в нашем регионе. Перед собой ставим две задачи: повышение заработной платы педагогов и, следовательно, их статуса, а также укрепление материально-технической базы образовательных учреждений региона, средства на которую будут выделены из федерального бюджета. И все же наша главная цель, и мы ее достигли – начиная с 1 сентября 2011 года довести среднюю заработную плату учителей до уровня средней заработной платы в сфере экономики нашего региона.

Федеральные средства будут направлены на приобретение оборудования (учебно-лабораторное, спортивное, оборудование школьных столовых), транспортных средств для перевозки обучающихся, модернизацию базовых общеобразовательных учреждений, создание в них центров дистанционного обучения.

А средства на повышение заработной платы мы выделяем из областного бюджета. Хочу сказать сразу: на сентябрьском повышении мы не остановимся. Проект партии «Единая Россия» рассчитан на три года, и общий объем федеральных средств за 2011-2013 гг. составит порядка 120 млрд рублей:

2011 год – 20 млрд руб., 2012 год – 60 млрд руб.,2013 год – 40 млрд руб.

Наша область на 2011 год получила субсидию из федерального бюджета в размере 335,729 млн руб.

Повышать заработную плату педагогическим работникам школ мы будем ежегодно, поэтому следующее повышение – с 1 января 2012 года. Таким образом, каждый год мы будем доводить среднюю заработную плату педагогов до средней заработной платы работников, занятых в сфере экономики региона, которая составила в 2010 году – 15 412 рублей, в 2011 году, по прогнозу, составит 16 255 рублей , а в 2012 году она должна составить17 121 рубль.

– Предстоящее повышение заработной платы касается только педагогов школ? А как же работники детских садов?

Я не разделяю систему образования на дошкольное, общее, дополнительное, профессиональное. Для меня это единый педагогический процесс. И я очень рада тому, что благодаря инициативе думской фракции «Единая Россия», мы смогли убедить губернатора в необходимости повышения оплаты труды работников  дошкольных образовательных учреждений, поскольку заработная плата воспитателя в детском саду сегодня составляет в среднем немногим более 6,5 тысячи рублей. С 1 сентября мы повысим заработную плату работникам дошкольных образовательных учреждений сразу на 30%.

Говоря о работниках школ, детских садов, мы упустили из внимания учреждения дополнительного образования детей. Что сегодня можно сказать об этой категории педагогов?

Дополнительное образование детей и молодежи – крайне важный вид образования. Оно служит воспитанию, обучению, социализации молодых людей, поддерживает и развивает талантливых и одаренных детей, формирует здоровый образ жизни, осуществляет профилактику безнадзорности, правонарушений и других асоциальных явлений в детско-юношеской среде. И сегодня дополнительное образование имеет особое значение в сельской местности, обеспечивая социокультурные запросы детского населения. В нашей области действуют 156 учреждений дополнительного образования, в которых обучаются свыше 118 тысяч детей и подростков. Буквально 15 августа мною и моими коллегами – депутатами Волгоградской областной думы, депутатами Волгоградской городской думы поднимались вопросы дополнительного образования. Прошло заседание «круглого стола», в котором приняли участие представителя районных администраций, руководители учреждений дополнительного образования со всего региона.

Для нас особую актуальность представляет включение вопросов системы дополнительного образования в федеральные и региональные проекты, целевые программы. Вместе с тем в системе дополнительного образования детей имеется ряд нерешенных проблем – низкий уровень финансирования, стремительно стареющая материально-техническая база, отсутствие молодых кадров, трудности при прохождении лицензирования образовательной деятельности и другие. Необходимо совершенствование нормативно-правовой базы, разработка и утверждение концепции развития дополнительного образования в Волгоградской области.

Я считаю, что мы просто обязаны забрать учреждения дополнительного образования детей на областной бюджет, тем самым не допустив разрушения этой системы.

Я не исключаю, что это произойдет с условием софинансирования за счет средств муниципалитетов затрат на поддержание материально-технической базы учреждений дополнительного образования. Сегодня мы активно работаем в этом направлении.

Также я и мои коллеги прорабатываем вопрос о повышении в 2012 году заработной платы и работникам учреждений дополнительного образования детей, поскольку, повторюсь, это единая система образования Волгоградской области и мы не имеем права кого-то из нее выделять. Совместно с Общественной палатой Волгоградской области мы планируем обратиться к главе администрации Волгоградской области с предложением поддержать не только педагогов школ, детских садов, но и людей, работающих в дополнительном образовании.

Для развития дополнительного образования крайне необходима долгосрочная областная целевая программа, предусматривающая укрепление материально-технической базы, обеспечение транспортом детско-юношеских спортивных школ Волгоградской области на условиях 50-процентного софинансирования муниципалитетами, оснащение образовательного процесса техническими средствами обучения.

Прекрасно понимая проблему нехватки кадров в сфере дополнительного образования, комитет Волгоградской областной думы сейчас вносит изменения в закон Волгоградской области «О мерах социальной поддержки по оплате жилья, коммунальных услуг и электрического отопления жилья педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Волгоградской области» в части установления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг специалистам учреждений дополнительного образования, проживающим в городах, но работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Волгоградской области. Принятие этого законопроекта послужит развитию педагогического потенциала села.