С кого рисовали скульптуру "Родины-матери"?

  • С кого рисовали скульптуру "Родины-матери"?
  • С кого рисовали скульптуру "Родины-матери"?
  • С кого рисовали скульптуру "Родины-матери"?
Волгоградка Екатерина Гребнева около полувека назад стала одним из прототипов знаменитой статуи «Родина-мать зовет!»

– На самом деле я бы не решилась рассказать об этом журналистам, если бы не мой внук Дима, – призналась нам Екатерина Аракеловна. – Он написал в школьном сочинении, что его бабушка, мастер спорта, позировала для статуи Родины-матери. Учительница подняла его на смех. Увидев расстроенного внука, я достала свое удостоверение мастера спорта, прикрепила значок и пошла вместе с ним в школу. На классном часе я рассказала ребятам и педагогам свою историю. А теперь о ней узнают и ваши читатели.

«Я не справлюсь…»

…В Сталинград из Новочеркасска Ростовской области 17?летняя Катя Геворкянц приехала в 1959 году. Девушка поступила в Сталинградский техникум физической культуры, который окончила в 1962?м. Тогда ей, как отличнице, предложили поступить в только что открывшийся на базе техникума физкультурный институт.

– Я попала в команду замечательного тренера – Валентины Матвеевны Бастиан и стала всерьез заниматься художественной гимнастикой. Через полтора года появились первые успехи.

В 1963 году Катя выполнила норматив кандидата в мастера спорта, через год стала мастером и вошла в сборную СССР по художественной гимнастике.

Эта статная красивая женщина никак не выглядит на свой возраст. В ее плавных жестах, поворотах головы и сейчас видна талантливая спортсменка.

– Примерно в середине 1963 года (мне было 20 лет) во время одной из тренировок в спортивный зал вошли двое мужчин, – вспоминает Екатерина Аракеловна. – Они обратились к моему тренеру с просьбой «разрешить студентке Екатерине Геворкянц позировать для статуи».

– Какой именно, они тогда не сказали. Вероятно, некоторое время они наблюдали за нашей группой, и их выбор пал на меня. Как они выглядели? Если бы мне показали фотографию, я бы точно сказала – это они. Сейчас уже не могу описать их внешность, скажу только, что одному из них было примерно лет 45, небольшого роста, его седоватые кудрявые волосы выбивались из?под берета. Наверное, они представились, но сейчас я уже не помню ни имен их, ни фамилий. Не судите строго – мне было всего 20 лет, я была молода и беззаботна и, конечно, не осознавала величия замысла Вучетича. Правда, все же, когда услышала, что мне предстоит стать одним из прототипов центрального монумента огромного мемориального комплекса, вытаращила глаза и пролепетала что?то вроде: «Я не справлюсь…» Но художники уверили меня, что все получится.

Наблюдала за рождением Родины-матери

После той памятной встречи Екатерине выписали пропуск на завод «Газоаппарат», где девушке предстояло работать.

– Я приехала, меня провели в цех, в котором ничего не было, кроме строительных лесов, на которые я поднималась, чтобы позировать, – вспоминает Екатерина Аракеловна. – У художников было несколько эскизов с изображением будущей статуи. Я должна была принимать позы, изображенные на этих рисунках. Для гимнастки особого труда это не составляло, но все же поначалу мне было тяжеловато несколько часов стоять без движения с длинной линейкой, изображающей меч, в руке, да еще открыв рот. А потом привыкла, да и скульпторы были очень внимательны, постоянно спрашивали, не устала ли я, предлагали попить чая.

Поначалу Катя позировала в купальнике, потом ее задрапировали в огромный шарф. Для того чтобы он развевался, напротив девушки поставили большой вентилятор.

– В итоге через три месяца мастера создали двухметровую скульптуру, у которой были мое лицо и фигура, – говорит Екатерина. – Дальнейшая судьба ее мне не известна…»

Ее лицо не принадлежит никому

Когда в 1967 году монумент занял свое место на главной высоте России, Екатерина уже была замужем, у нее родился сын.

– На самом деле за процессом возведения статуи я наблюдала почти ежедневно. Я ведь была студенткой физкультурного института, и мне было прекрасно видно, как «рождается» Родина-мать. Не буду лукавить: когда впервые увидела статую, пыталась отыскать в ней свои черты, – признается Екатерина Аракеловна. – Мне казалось, что?то есть…

– Катюшка очень похожа на вашу Родину-мать, – уверила нас бывшая наставница Екатерины, заслуженный тренер России Валентина Бастиан, которой мы дозвонились в город Орел. – И я хорошо помню тех художников, которые приходили смотреть девушек ко мне на тренировки. Я была нисколько не удивлена, когда они выбрали Катю. Она была девушка красивая, фигуристая, что там говорить!.. Абы с кем они бы связываться не стали!

– Разумеется, я понимаю, что одного-единственного прототипа у статуи нет и быть не могло, – говорит Екатерина. – Что это собирательный образ, и, вероятно, таких, как я, девушек-натурщиц было много, и не только в Сталинграде. Художники-скульпторы из команды Вучетича по крупицам создавали будущий образ «Матери». Ее лицо не принадлежит никому, кроме Вучетича, который создал его в своем воображении. Но, тем не менее, факт остается фактом – к созданию едва ли не самой известной в России скульптуры я имею самое непосредственное отношение.

Не человек, а памятник

Считается, что у главной скульптуры России – Родины-матери, что на Мамаевом кургане, несколько прототипов: неизвестная натурщица Московского худфонда, спортсменка-дискоболка Нина Думбадзе, жена знаменитого скульптора Вера Вучетич… Но немногие знают, что прототипом главной Матери России была еще одна волгоградка – официантка Валентина Изотова.

По легенде, группа молодых скульпторов, сталинских стипендиатов из академии им. Грекова, любила обедать в ресторане «Волгоград», где в то время работала официанткой Валентина Изотова. Они настолько вдохновились чертами лица и линиями фигуры Изотовой как идеальными стандартами советской женщины, что больше месяца уговаривали Валюшу позировать им.

Со слов родственницы Валентины Изотовой, Антонины Пономаревой, девушке было как?то неловко вспоминать об этом. Труд манекенщиц и натурщиц в то время был, мягко говоря, не в почете. Да и раздеваться порядочной советской женщине пристало только перед мужем, а она ведь уже была замужем за военным.

Спустя месяц Изотова сдалась: все?таки гонорар – три рубля в день, для студентки-заочницы большие деньги. Но с двумя условиями: позировать будет не обнаженной, а в купальнике и на каждом сеансе должен присутствовать муж. Через полгода, правда, Валюша прониклась грандиозностью замысла и уступила, обнажила грудь.

Позировала Изотова в целом около двух лет.

Сперва прелести Валентины запечатлели в полуметровой глиняной статуэтке, а затем работу над «Родиной-матерью» продолжили на заводе «Газоаппарат», где Изотова позировала с раскинутыми руками уже не на деревянном вращающемся круге, а на заводских лесах. Там?то и выросла каменная фигура высотой в 5 метров и 20 сантиметров. На этом с хорошенькой официанткой простились, даже не пригласив на официальное открытие монумента в 1967 году…