
Полвека спустя
В апреле 1974 года Москва проводила на строительство БАМа 600 первых бойцов всесоюзного ударного комсомольского отряда. Вскоре вслед за ними тысячи молодых людей со всей страны отправились в Сибирь, на ударную комсомольскую стройку.
Памяти тех событий и посвящена открывшаяся в Волгограде выставка.
На ее открытие пришло немало волгоградцев – ветеранов строительства БАМа. У одного из стендов остановились немолодые уже женщина с мужчиной. Они узнали себя на фотографиях. Как оказалось, это ветераны строительства БАМа Виктор Пятышкин и его супруга Светлана.
«Работал я на восточном участке БАМа, – рассказал нам Виктор Пятышкин. – Мы строили поселок Джамку и станцию с тем же названием. Там я трудился, там и женился. Начал с плотницкой работы, потом пересел на бульдозер. А Светлана Александровна трудилась в строительной бригаде, была маляром-штукатуром».
БАМ в те годы покорялся молодым. По некоторым оценкам, только в неофициальной его столице – поселке Тында – ежегодно регистрировалось до 600 браков! Хотя подходящих условий для брачных торжеств тогда на БАМе не было, свадьбы на «стройке века» проходили шумно, весело. Девушки передавали друг другу по наследству свадебные платья, а в ЗАГС молодожены ехали на самосвалах, украшенных шариками.
Встреча с хозяином тайги
Среди экспонатов выставки – посадочный билет на первый пассажирский поезд БАМа. Обладателем его стала волгоградка Тамара Титова. В числе первых она ступила на еще не обжитую землю будущего поселка Джамку. На БАМ она приехала после окончания горхоза, работала инженером производственно-технического отдела, занималась подготовкой производства.
«Но приходилось делать много и другой работы, кирпичи, например, выгружать из вагонов вручную, – вспоминает Тамара Титова. – Когда мы прибыли на БАМ, там не было специалистов самых необходимых для жизни профессий – швей, парикмахеров, зубных врачей. Не было и учителей для организованной школы рабочей молодежи. Мне пришлось преподавать в этой школе русский язык и литературу, моему мужу – географию. Освоила я на БАМе и профессию парикмахера – стригла и женщин, и мужчин. А когда нам привезли швейную машинку, я шила на ней платья к Новому году для всех наших девчат».
Тамара Титова рассказала, как однажды, возвращаясь из тайги по узкой тропинке, она вместе с другими строителями вдруг услышала хруст веток и замерла от ужаса: метрах в десяти стоял медведь на задних лапах.
«Мне показалось тогда, что был он громадный. Осмотрев нас внимательно, хозяин тайги спокойно опустился на четыре лапы и ушел. А в другой раз мне пришлось возвращаться из командировки на УАЗе через горящую тайгу. Дышать было так тяжело, что приходилось закрывать лицо мокрым полотенцем. Так что приключений хватало», – улыбается волгоградка.
БАМ – это наша жизнь!
Отдельный стенд на выставке посвящен участию в строительстве Байкало-Амурской магистрали военнослужащих железнодорожных войск. Материалы для него предоставил ветеран железнодорожных войск полковник запаса Юрий Зотов.
По приказу Минобороны СССР на строительство БАМа направили два железнодорожных корпуса общей численностью более 40 000 человек, и они сразу же приступили к работе в ритме военного времени. Было совсем непросто, да и погода не баловала. Климат на трассе БАМа – резко континентальный. Абсолютный минимум температуры в декабре – минус 58 градусов, продолжительность морозного периода – 200 дней, а абсолютный максимум в июле – плюс 40 градусов.
Волгоградец Александр Соин сегодня возглавляет общественную организацию «Бамовское содружество».
«БАМ стал нашей жизнью! Более 2500 волгоградцев участвовали в его строительстве, не считая воинов-железнодорожников, и свыше 500 из них были награждены орденами и медалями, – рассказывает он. – Сам я приехал я на БАМ по комсомольской путевке в 1976 году 20-летним парнем, отслужив срочную службу. А уехал через 16 лет уже квалифицированным прорабом, человеком, очень многое познавшим, повидавшим. Приобрел там несколько строительных профессий, и мне это до сих пор по жизни помогает. Там же, на БАМе, я научился разбираться в людях и жену тоже там себе нашел. Нелегкие условия труда и быта на строительстве магистрали со временем дали о себе знать: многие ветераны БАМа не дожили до сегодняшнего дня. Из нашего отряда "Волгоградский комсомолец", сформированного в 1975 году, в живых сегодня осталось меньше половины. И эта выставка – память о них».
«Веселей, ребята!»
«Весь 2024 год мы будем отмечать полувековой юбилей Байкало-Амурской магистрали, – комментирует заместитель председателя комитета по делам территориальных образований, внутренней и информационной политики Волгоградской области Валерий Головин. – Через несколько дней на торжественном мероприятии волгоградским строителям магистрали будут вручены памятные медали. БАМ – это действительно история нашей страны!»
На открытии выставки было сказано много проникновенных, волнующих слов, а юные волгоградцы спели для собравшихся знаменитую когда-то песню: «Веселей, ребята! Выпало нам строить путь железный, а короче – БАМ».
Поделиться в соцсетях:
нет