Волгоградцы вновь принимают участие в съемках большого кинопроекта

  • Волгоградская правда
  • Волгоградская правда
Многие их тех, кто слышал о братьях Артамоновых, уверены, что Анатолий и Антон – реконструкторы. На самом деле, историческая реконструкция – это лишь малая и совсем не основная часть их жизни. Главная роль принадлежит кино, где они, как в песне, главные актеры, сценаристы, режиссеры. А еще костюмеры, монтажеры, звукооператоры, специалисты по реквизиту... Основатели военно-исторического клуба «Пехотинец» не только снимают собственные игровые и документальные фильмы. Практически всегда они – обязательные участники больших проектов, которые столичные режиссеры реализуют на нашей земле.

Смотрите также видеосюжет «Волгоградской правды» о братьях Артамоновых.

Снимается кино

«Честно, ни одной фотографии оттуда нет, там просто некогда фотографироваться», – рассказывает об участии в съемках военной драмы «Отец» Анатолий Артамонов.

Часть эпизодов режиссер Павел Иванов решил снять на территории Волгоградской области – в Горной Пролейке и под Иловлей.

 

«Мы организовали массовку, предоставили создателям фильма технику для съемок, – говорит Анатолий. – Это фильм о большой родительской любви, которая все может преодолеть. Об отце, который идет на фронт, чтобы разыскать своего сына. Работа очень серьезная, очень большая».

Для ВИК «Пехотинец» это далеко не первый опыт сотрудничества со звездами российского кино и телевидения. В их активе – совместная работа с Андреем Мерзликиным в проекте «Военная приемка. След в истории» (эпизод «1945. Сорок флагов над Рейхстагом»), с Араратом Кещяном в выпусках программы «Не факт», посвященных уличным боям и результативным снайперам. Волгоградцы принимали участие в съемках четырехсерийного документального проекта о Сталинградской битве. Военно-исторический клуб «Пехотинец» указан и в титрах клипа на песню Максима Олейникова «Память времен» наряду с Василием Лановым, Михаилом Горевым, Сергеем Сафроновым, Александром Головиным и др.

И местные, и столичные режиссеры их имена и контакты передают из рук в руки. Потому что знают: на них можно положиться. Ребята из «Пехотинца» всегда придут на помощь и сделают все по максимуму: подберут форму, предоставят технику, найдут локации, организуют массовку. Бывали случаи, когда подсказывали, консультировали. Ведь они тоже снимают кино. Можно сказать, с самого детства.

Редкие кадры

В 1975-м, когда Сергей Бондарчук творил в Волгоградской области свой шедевр «Они сражались за Родину», ни старшего Анатолия, ни младшего Антона еще не было на свете. Родись они пораньше, точно бы рванули в Клетский район и стали самыми активными участниками съемок фильма. Сколько раз пересматривали это кино, никто из братьев Артамоновых сказать не может. Много.

«Мы все фразы, шуточки Лопахина наизусть знали, – вспоминает Анатолий. – Все диалоги с братом разыгрывали по ролям.  Хотели подражать героям. И примерно тогда же предприняли первые попытки создать что-то свое. Еще в 90-е начали снимать небольшие зарисовки о Сталинградской битве».

Артамоновы жили в Ворошиловском районе, на улице Ростовской. Овраг, расположенный неподалеку, стал первой локацией для съемок. Первая камера – маленький «Панасоник». Позже появилась посерьезнее – той же фирмы, но уже полупрофессиональная. Самое сложное – монтаж. Это сейчас все можно загнать в компьютерную программу, а тогда проигрывали на видеоплеере, записывали на видеомагнитофон, клеили кусочки рабочего материала. Отдельно – аудиокассета со звуками выстрелов, взрывов, немецкой речью. Первый полноценный фильм Анатолий и Артем Артамоновы сняли в начале 2000-х по «Сыну полка» Валентина Катаева.

«Гораздо позже, когда съемочная группа Федора Бондарчука приехала снимать фильм "Сталинград", мы им показывали наши зарисовки 2004 года, – рассказывают Анатолий и Антон. – И они говорят: "Да не может быть, что это вы, пацаны, да еще в то время такие вещи снимали". Первые винтовки из дерева сами вырезали, 17 макетов вручную. Они стреляла петардами, потом при монтаже звук накладывали, все было естественно. Первый газбак (бак противогаза) мы из коробки из-под чипсов сделали. А первый немец был в вельветовом костюме, его еще батя наш носил».

Сейчас под костюмы отведена отдельная комната, и это – вотчина Антона. Именно его руками приведены в порядок или пошиты с нуля шинели, гимнастерки, мундиры. При создании фильмов Артамоновы не терпят приблизительности, история должна быть воспроизведена с максимальной точностью. А потому на кронштейнах – советское, немецкое, румынское обмундирование. Есть и современная форма ВСУ – «товарищ затрофеил в зоне СВО», поясняют братья. Здесь же – винтажные женские платья, милицейская форма, предметы быта с многолетней историей – коллекция костюмов и реквизита достойна солидной киностудии. Все это – в красных кирпичных стенах, которые сами по себе являются отличной кинолокацией.

«Мы здесь в разных помещениях попытались воссоздать и сберегательную кассу, и среднестатистическую комнату в квартире 40–50-х годов, и кабинет», – Анатолий уверенно ведет нас из комнаты в комнату и привычно рассказывает историю каждого экспоната.

Ему это не впервой – на экскурсию сюда частенько приезжают и туристы, и волгоградцы.

Немузейные ценности

«Здесь было когда-то предприятие, – рассказывают наши собеседники. – Очень давно. На эту территорию мы заехали в 2016 году. И никто не думал о создании какого-то музея здесь. Просто надо было где-то сложить вещи. Мы два года подряд каждые выходные вычищали все здесь, вывезли три КамАЗа мусора. А потом еще, наверное, машин 10. Собственно, уборка до сих пор идет».

Затем в заброшенном здании появилась первая декорация для съемок фильма. Потом вторая, за ней – третья... Во дворе почти всегда слышен лязг металла – здесь постоянно что-то ремонтируют или делают заново. В «Пехотинце» большая коллекция полевых кухонь и военной техники. И все это не стоит мертвым грузом. Экспонаты активно путешествуют по стране – исторические реконструкции, выставки военной техники, тематические мероприятия. Из последнего – 7 ноября семь единиц техники стали участниками праздничных событий в Самаре.

«В прошлом году мы 11 городов проехали: Набережные Челны, Бирск в Башкирии, Чувашия, Орел, Киров, под Калугой, – перечисляет Анатолий. – В Хасавюрте впервые сделали «Битву за Кавказ». Никто никогда до этого вообще не устраивал в Дагестане реконструкции. В Самаре два раза были... Я уж сейчас все и не помню».

Братья Артамоновы отказываются называть себя реконструкторами. Но справедливости ради стоит сказать, что в инценировках исторических событий они участвуют уже почти 20 лет. Первая в их жизни реконструкция случилась в 2005 году в Ростовской области.

«Именно тогда я впервые увидел огромный пласт массовки, – вспоминает Анатолий Артамонов. – Представьте, 450 человек с одной стороны – это советские солдаты, и еще 450 "немцев". Участвуя в реконструкциях, я научился руководить большими группами людей. И еще важный  момент – у меня же люди не получают за работу на съемочной площадке деньги. У них есть постоянное место работы. Они допустим, отпросились на один день, и я за этот день должен снять с ними все сцены. Переносить на другой день нельзя. И вот мы приехали, все подготовили, несколько прогонов – и снимаем. У меня все это занимает не много времени. Этому я тоже научился благодаря  реконструкциям».

И все-таки главная задача участников ВИК «Пехотинец» – снимать кино. Их фильмотека – это «документалка» о пленении Паулюса, короткометражки о старшине Скосыреве, милиционере Буханцеве, старшем лейтенанте Степкине и многое другое. В работе сценарий о подвигах санинструкторов Натальи Качуевской и Гули Королевой, в проекте – кино о Саше Филиппове.

«Нас часто спрашивают, почему мы не снимаем специально под конкурсы, фестивали, гранты... Не знаю, наверное, всем этим должны заниматься какие-то пиар-менеджеры, – пожимает плечами Артамонов-старший. – Мы просто снимаем кино. О том, что считаем важным и нужным. В начале 2000-х у нас снимались пацаны, которых мы буквально из банд вытащили. И сейчас у них все хорошо, семьи. Теперь их дети у нас снимаются в кино. Хорошо же? Или вот мы уже столько лет подряд проводим реконструкцию пленения Паулюса. И каждый год мальчишки на деревьях сидят с биноклями и смотрят не отрываясь. Это ли не награда?»

Читайте Волгоградская правда.ру в:

Поделиться в соцсетях:

нет