Будьте как дома

Воспитанники госучреждений с помощью взрослых успешно осваивают навыки самообслуживания
Что государство обязано сделать для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей? Для ответа на этот вопрос члены комиссии Общественной палаты Волгоградской области три месяца проводили мониторинг детских домов и домов-интернатов региона. На днях общественники подвели итоги, пригласив к разговору представителей системы образования и науки, социальной защиты, здравоохранения.

Со всеми деталями

В госучреждениях работа по созданию необходимых условий началась после выхода постановления правительства об их деятельности в мае 2014 года. Дело не только в комфортном пребывании детей, но и в навыках самообслуживания, умении в дальнейшем органично себя вести в самостоятельной жизни.

– Прежде чем начинать мониторинг на местах, Общественная палата РФ разработала подробный опросник и подготовила регионы в плане методики, – говорит врач, председатель комиссии по социальной политике Общественной палаты Волгоградской области Светлана Емельянова. – В рабочую группу помимо членов общественной палаты, ведомств, к которым принадлежат учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, мы включили также психологов, юристов, волонтеров.

К работе все отнеслись очень ответственно. Члены комиссии обращали внимание буквально на все: количество воспитанников, состояние их здоровья, наличие личного пространства у ребенка, критерии образовательных программ и многое другое.

В итоге 7 из 10 госучреждений региона набрали максимум – 1000 баллов. Они входят в юрисдикцию областного комитета образования и науки. Остальные три – менее 930. Им, относящимся к сфере соцзащиты и здравоохранения, по мнению комиссии, есть что совершенствовать. Уже составлены дорожные карты, содержащие мероприятия для улучшения ситуации и приближения к оптимальному соответствию нормативам.

Помощь неравнодушных

Учитывая трудную экономическую ситуацию, полностью рассчитывать госучреждениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на бюджетные деньги было сложно. Многое делалось благодаря спонсорам.

– Созданные в детдомах условия позволяют работать с ребятами по принципу «воспитывать, как в семье», – говорит заместитель председателя регионального комитета образования и науки Лариса Кожевникова. – Также идет обучение бытовым и трудовым навыкам, самообслуживанию. К примеру, в Серафимовичском детском доме, Тормосиновской и Красноярской школах-интернатах есть даже теплицы и огороды. К сожалению, более старшее поколение воспитанников, которых этому не обучали, привыкли к гособеспечению, а не самостоятельно решать даже элементарные вопросы. Наглядный пример в Волгограде, где недавно в одном из жилых комплексов дали квартиры 400 воспитанникам детдомов. Они создали большие проблемы для соседей. Сегодня там подключили полицию, проводятся рейды, работают с молодежью и специалисты разных ведомств.

Под родительским крылом

Другая важная задача госучреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – устройство их в семью. – В детском доме ребенок должен находиться не более 6 месяцев. За это время его нужно подготовить и подобрать ему семью для дальнейшего воспитания, – продолжает Кожевникова. – Большой плюс семьи и в том, что, достигнув совершеннолетия, ребенок не становится чужим для приемных или замещающих родителей, его продолжают поддерживать. А значит, он более благополучно осваивается во взрослой жизни.

Комиссия Общественной палаты отметила, что наиболее успешно работа по семейному устройству идет в госучреждениях системы образования. Но вполне объективно, что определить ребенка из дома-интерната для умственно отсталых детей или психоневрологического интерната гораздо сложнее. При этом есть семьи, готовые подарить свое тепло детям с ограниченными возможностями здоровья. Так, в Кировском районе Волгограда одна семья взяла на воспитание сразу несколько детей с синдромом Дауна.

– В каждом учреждении необходимо создать службы по семейному устройству. Причем важно работать и с родителями, которые в силу разных причин написали отказ, но навещают больного ребенка, – говорит Светлана Емельянова.

Пока же помочь готов комитет образования. Несмотря на то что в 2016 году было реорганизовано пять детских домов и три коррекционные школы, нигде такие службы не закрылись – школы приемных родителей и службы по сопровождению перешли в состав ПМС-центров.

СПРАВКА "ВП"

* Сегодня в регионе на гособеспечении находится более 500 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Почти половина из них воспитываются в учреждениях системы социальной защиты. Остальные – в учреждениях системы здравоохранения и образования.

* На 1 января 2014 года в региональном банке данных было 1560 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сейчас – 515, до конца года цифра, по прогнозам специалистов, снизится до 460. А вот к 2020 году может достигнуть и вовсе порядка 60 человек.

DNG