«Как я их люблю!»
– Нет, платок за века не устарел, – считает знаток и популяризатор русского костюма Элина Глушкова.
В личной коллекции Элины более 40 платков, шалей, косынок, шарфов, палантинов. И это не считая белых ситцевых платочков – очень популярных летних деревенских аксессуаров. Бабушки в деревнях их очень любят и носят до сих пор. А ведь «барановские» ситцевые платки (по имени основателя мануфактуры во Владимирской губернии И. Ф. Баранова), вернее, их купоны, произвели фурор в Америке в начале 2010-х.
– Но мои – павловопосадские платки. Это классика. Господи, как же я их люблю! Голубой и зеленый – совсем новые!.. Летом, конечно, я их не ношу – жарко. А вот в межсезонье и зимой – с превеликим удовольствием.
Главное – не режь!
Элина уверена, что лучшая мода – это правильно понятая традиция, в которую внесли нотки современности:
– Как бы женщины ни носили посадский платок, у меня недоумения не вызывает: и в качестве шарфа повязывают, и под воротник, и углом вперед – концами назад, и на бедрах по-цыгански. Это все логичные способы. И с джинсами русский платок тоже принимаю. В этой эклектике есть острота, новизна, неожиданность. Цветной платок делает одежду «унисекс» вполне женской и жизнерадостной. Я могу бесконечно рассматривать узоры платков в магазине! Все бы купила... и носила...
– Главное, подчеркивает собеседница ВП, – чтобы не резали эту красоту для декора другой одежды.
Из платков пытаются шить нарядную и верхнюю одежду. Но, возражает Глушкова, даже если продублировать платок ватином, будет менее тепло, чем в пальто из драпа, да и форму он держать не будет. А на некоторых женских сайтах поклонницам фольклорного стиля советуют нашивать лоскутья от русских платков на валенки, тогда как на валенках можно легко сделать интереснейшие валяные узоры, и это будет и технологично, и органично.
Валентин Ольшевский, этнограф из Нижнего Новгорода, считает, что традиционные платки представляют абсолютно выверенные хекс-знаки, то есть магические знаки, и всякое нарушение целостности плата ведет к искажению его магической сущности, а это независимо, верим – не верим, действует очень непредсказуемо. Каждый плат является резонансной системой-посредником между тем, кто его носит, и окружающим миром. Настроенной системой, как музыкальный инструмент. И резать его и лепить что-то другое – более чем странно.
Лекарство от уныния
– В посадском платке не просто тепло, в нем весело. Когда плохое настроение, я его поднимаю расписным платочком, – продолжает рассказа Элина.
Павлопосадский платок недаром такой оптимистичный! К его узорам приложили руку (и сердце!) прекрасные художники. Пейсли, или индийский огурец, павловские розаны, лилии, георгины, незабудки, тюльпаны и колокольчики на черном, кремовом или разноцветном фоне украшают исконные русские шали из натуральной шерсти или шелка, появившиеся в подмосковье еще в конце 18 века.
Изначально шали пришли в Россию из Индии, Персии, Турции и иных стран востока, поэтому узоры повторяли восточные мотивы, но со временем российские мастера стали добавлять мотивы из своих регионов. С 70-х годов XIX века возникла тенденция к изображению букетов и цветочных венков, в первую очередь так любимых всеми павловских роз и георгинов.
К началу XX века стиль платков окончательно сформировался. По сей день на павловопосадских платках видим объемные изображения цветов, разбросанных по черному или красному фону платка, украшенные орнаментом, стилизованными растительными элементами, иногда собранные в гирлянды или букеты.
Узор наносится вручную печатным способом, поэтому стирать такой платок нежелательно – может полинять!
– Наши бабушки и прабабушки, зная это, не надевали платок прямо на волосы. Защищал платок от загрязнения повойник. Это маленькая однослойная шапочка, которая не дает платку соскальзывать. Я сама ношу платки на повойник, к нему даже можно крепить платок булавками, и это еще дополнительный композиционный элемент, если край повойника выглядывает из-под платка. Повойники я шью сама. У него очень простой покрой: донышко (можно со складочками или сборками) и тулья, сзади резинка или завязки. Ткани на него идет очень мало, обычно обрезки кроя или кусочки старой одежды. Повойник можно декорировать или нет. Кстати, в старину замужние женщины дома ходили в одном повойнике, лишь собираясь на люди, облачались в красивые платки.
Кстати
Как выбрать платок?
1. Выбираем натуральный материал – не искусственное волокно и не синтетику, а натуральные пух, шерсть или шелк. Лучше не экономить. Такой платок служит десятилетиями.
2. Смотрим на размер. Наиболее удобны большие платки: квадратные от 125 х 125 см и длинные широкие палантины 200 х 70, так как они дают больше возможностей для моделирования фасонов.
3. Думаем, как носить. Если на вашем платье или блузке имеется широкий вырез, платок должен либо полностью или почти полностью закрывать его, либо вообще не спускаться на шею. Если нужен платок под плотную, объемную зимнюю одежду, не стоит надевать маленький тюрбан или платок. Подойдет крупный тюрбан, широкий платок или палантин, желательно закрывающий шею. Платок должен соответствовать ситуации, то есть в нем должно быть комфортно. Например, если вы предполагаете только стоять на службе в храме, можно просто набросить на голову небольшой палантин или шарф, откинув на плечи его концы.
Как правильно сушить платок после дождя?
Промокший платок из шерстяной ткани требует немедленной сушки, вдали от непосредственных источников нагревания. Нельзя сушить шерстяные платки перед открытым огнем, на батарее отопления или под прямыми лучами солнца. Перегрев делает волокно хрупким и ведет к усадке.
Можно ли стирать платок из чистой шерсти?
Стирка не рекомендуется, лучше сухая чистка. На свой страх и риск вы можете стирать шерстяные изделия в воде с температурой не выше 30 градусов, используя только специальные моющие средства для шерсти («Ласка», «Ворсинка») или детское мыло. После стирки прополощите платок в теплой, затем холодной воде, добавив в нее чайную ложку уксуса, аккуратно отожмите, промокните полотенцем и сушите, разложив на горизонтальной поверхности. Гладить платок следует с оставшейся незначительной влажностью в режиме двух точек. Для изделий из шерсти и шелка категорически не допускается замачивание в моющем растворе!
DNG