Дайте время на раскачку!

Дайте время на раскачку!
Как часто родители выходят из себя, видя, что сын или дочка копается возле своего шкафчика с одеждой или, замечтавшись, сидит в одном носке! Таких детей сверстники дразнят «тормозами», а взрослые в сердцах называют копушами или сонными тетерями. Все действия они совершают словно в замедленной съемке, а иногда и вовсе застывают, как бы засыпая на ходу. К чему нужно быть готовыми родителям, и как помочь своему медлительному ребенку справиться со множеством проблем?

Ай вы, сонные тетери!

Трудно сохранять терпение с медлительным ребенком, тем не менее психологи считают, что понукания, мольбы и приступы гнева родителей не помогают решению этой проблемы.

Мама шестилетнего Андрея почти со слезами жалуется: «Каждое утро у нас начинается криком и дерганьем – торопишься на работу, а он как назло еле шевелится! И так во всем. Что мне с ним делать?»

Достается копушам и в детском саду. Воспитатели возмущаются, что они постоянно задерживают группу. Все поели, а эти еще сидят над тарелками, все оделись, а они только пальтишки достали из шкафчиков!

Медлительные дети и в самом деле очень осложняют жизнь как семьи, так и детского коллектива – они медлительны в действиях, в реакциях на слова взрослых, их нужно постоянно торопить, а при этом они затормаживаются еще больше, в детском учреждении они не укладываются во время, отведенное для выполнения заданий, другие должны их ждать.

– Чаще всего ребенок ведет себя так не для того, чтобы позлить родителей, а потому что это особенность его нервной системы, – говорит психолог Волгоградского кризисно-конфликтного центра Ирина Лаврова. – Есть дети, которые легко переключаются с одной деятельности на другую, а есть те, у которых переключение на новый вид деятельности и сосредоточение на ней требует больше времени. Как правило, это свойственно детям с флегматическим темпераментом. Иногда медлительность может быть следствием протеста против той деятельности, к которой принуждают ребенка.

У каждого свой темп жизни

Понукание медлительного ребенка приводит зачастую к противоположным результатам: он начинает тревожиться, что не оправдает ожиданий, не справится с поставленной задачей, и эта тревога еще больше тормозит его двигательную активность.

Несоответствие внутреннего темпа медлительного ребенка и скорости окружающей жизни составляет главную причину его проблем. Особенно трудно приходится тем, у кого энергичные, деятельные, «скоростные» родители. Хуже может быть только случай, когда напористая мама пытается переделать на свой лад ребенка, который «весь в своего заторможенного папашу». Или отец стремится «сделать настоящего мужика» из тихони. Увы, ничего хорошего из такого перевоспитания не получается.

– Прежде всего, родителям нужно понять и смириться с тем, что у ребенка такое устройство нервной системы, – считает Ирина Лаврова. – Это как рост, цвет глаз, музыкальный слух. Поэтому худшее, что вы можете сделать, – это постоянно подгонять и понукать медленного ребенка. Представьте, что от вас каждый день раздраженно требуют быть выше ростом. Вы, конечно, можете подпрыгивать, ходить на цыпочках или на ходулях, но недолго и ценой огромных усилий. Примерно так же чувствует себя ребенок, которого вы хотите подстроить под свой темп. Ребенок изо дня в день с утра до вечера слышит по любому поводу – быстрей, быстрей, быстрей. И от усталости, растерянности «тормозит» еще больше.

«Быстрее» под запретом

Попробуйте вырваться из этого порочного круга, устройте один день без «подгонялок». На слово «быстрее» накладывается строгий запрет, а вы честно пытаетесь настроиться на неторопливый темп жизни своего ребенка. Без окриков он будет все делать в привычном ему темпе. Некоторые родители, выдержавшие это нелегкое испытание, рассказывают, какие робкие и изумленные взгляды ловят на себе, когда ребенок вместо привычной раздраженной реплики слышит доброжелательное приглашение к завтраку, спокойное предложение помощи или вопрос: «Через какое время ты будешь готов?»

Необходимо предусматривать специальные промежутки времени на раскачку ребенка. По утрам будите его чуть раньше обычного, запланируйте больше времени на еду, одевание, сборы. При выполнении домашнего задания давайте ему передохнуть после каждого предмета, помните, что ребенок с трудом переключается с одного вида деятельности на другой. Он медленно входит в новую работу, поэтому начинать лучше с предметов попроще.

А кто делал «домашку»?

В школе из-за медлительности и робости может возникнуть серьезная угроза неуспевания. Постарайтесь попасть к компетентному психологу и заручиться результатами тестов о нормальном уровне интеллекта ребенка. Это, конечно, не означает, что отныне ребенок получит идеально комфортные условия в классе. Но на основании этого заключения вы можете доказательно просить учителя не вызывать пока ребенка к доске, не оценивать по устным ответам, давать дополнительное время на перемене для дописывания. Кстати, ответы у доски можно заменить заранее заданными творческими работами, пусть даже сверх программы. У ребенка будет время подготовиться и собраться с духом к намеченному уроку.

При проверке тетрадей медленных детей у учителя иногда закрадывается подозрение в том, что домашнее задание делал кто-то из взрослых — так разительно отличаются домашние и классные работы. А дело просто в том, что дома ребенок не чувствует постоянного напряжения из-за нехватки времени, от этого серьезно улучшается почерк, исчезают ошибки. Заключение психолога может успокоить эти подозрения. Кстати, психолог может посоветовать специальные занятия, которые помогут несколько компенсировать медлительность вашего ребенка.