Фигура, замри!

Фигура, замри!
«Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри!» – кто из сегодняшних родителей, да даже бабушек и дедушек не помнит такую игру?!

Она давала возможность почувствовать себя Владычицей морскою, Золотой рыбкой, а то и Дядькой Черномором.

В эту игру можно играть всем двором, детсадовской группой или гостями, собравшимися на дне рождении. Количество участников никогда не имело значения.

Заметим, что игра, подобная нашему популярному «Море волнуется раз», есть и в других странах. Например, в Греции она называется «Амальгата», что значит «статуя». Прежде чем попробовать, что это такое, желательно познакомить ребенка с мифами Древней Греции. А еще приготовить для облачения шарфы, шляпы, брошки, палки и пр. Водящему завязываются глаза. Пока он считает, остальные ходят вокруг. Как только он громко произносит «Амальгата!», все должны замереть в позе любого древнегреческого героя. Водящий же, сняв повязку, внимательно изучает каждого. «Статуя», которая пошатнулась или улыбнулась, выбывает из игры. Побеждает самый стойкий. Ему же и передается главная роль.

Можно усложнить такие творческие игры, вспомнив правила хотя бы «дня и ночи». Отвернувшись от игроков, водящий произносит слово «день». Все начинают бегать, прыгать, веселиться. При слове «ночь» участники должны сразу «заснуть». Задача водящего заметить «непослушного» и громко объявить об этом, назвав и увиденное движение. Далее либо идет смена водящего, либо игрок выбывает из игры и ждет, когда такая же участь постигнет остальных. Ну а «водит» тот, кто крепче «спал». Самый интересный момент здесь – за спиной у водящего продолжать незаметно двигаться или пытаться рассмешить игрока напротив, вынудив его проиграть. К слову, водящий может называть «день» и «ночь» в любой последовательности, путая игроков и заставляя их ошибаться.

ПРАВИЛА ИГРЫ

Один игрок отворачивается от остальных и произносит слова про волнующееся море. Другие хаотично перемещаются в любом порядке, изображая руками движения волн.

Слово «замри» служит руководством к действию – водящий оборачивается, а остальные должны как можно дольше сохранять полную неподвижность в выбранной позе.

Исход решается несколькими способами. Если главный угадывает задуманную фигуру, то меняется ролями с игроком. При этом, чтобы облегчить себе ответ, может дотронуться до игрока и привести его в движение.

Когда возникают сложности, то главное место может занять наименее выразительный участник. По еще одной версии – водящим становится тот, кто первым пошевелился.

К слову, никто не ограничивался морской тематикой. Можно предложить любое задание, например, замереть в звериной фигуре, клоун-фигуре, безумной фигуре и др.

Мнение специалиста

Воспитатель детского сада Елена Рогова:

– Детям надо подбирать игры, развивающие воображение, внимательность, быстроту реакции, моторику, умение общаться со сверстниками. Считалки же, без которых практически не обойтись, развивают память, речь, ритм.

Не раз убеждалась: все новое – хорошо забытое старое. Взять якобы современные игры «лохматый пес» или «медведь во бору». Рассчитавшись, дети выбирают водящего – главного персонажа. Им надо постараться разбудить «зверя» и успеть убежать, когда тот кинется в погоню. Но уверена, каждый взрослый вспомнит что?то подобное из своего детства.

Я, к примеру, любила «королевских зайцев». И сегодня с удовольствием предлагаю ее воспитанникам нашего детсада. С помощью считалки определяются король и два его охранника. Остальные – зайцы и действуют по принципу: «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем». Если король угадывает, что изображает тот или иной заяц – стирает, колет дрова, собирает цветы и так далее – то охранники должны его поймать.

Любопытна и игра «водяной». Водящий становится в центр круга и закрывает глаза. Остальные начинают водить хоровод: «Водяной, водяной, ты сидишь под водой, выйди, выйди хоть на час, угадай кого из нас!» И сделать это нужно в буквальном смысле на ощупь. Есть и другие варианты. К примеру, с завязанными глазами угадать кого?то по голосу. Чем больше ребенок знает считалок и разных игр, тем лучше он адаптируется в любом коллективе.

Королевой будешь ты

Считалка – важная составляющая практически любой детской игры, а точнее, первый шаг к ней. С ее помощью проще распределить роли без больших обид.

Прятки

Раз, два, три, четыре, пять,

будем мы подряд искать:

мячик, яблоко, печенье,

зубочистки и варенье.

Будем мы искать везде –

и на небе, и в воде,

под горой, и под диваном,

и в конюшне, и под ванной.

А вот если не найдёшь,

то тогда ты вон пойдёшь.

Заячий танец

Зайцы в зале танцевали,

всю посуду поломали.

Чики-брики все стаканы,

шкаф, два стула, три дивана.

Аты-баты атарас.

Догоняй скорее нас.

Король на лавочке

Сидел король на лавочке,

считал свои булавочки:

раз, два, три,

королевой будешь ты!

Добрый котик

Ушки, глазки, носик, хвостик,

получился добрый котик,

он считает до пяти.

Тот, кто пятый, выходи.

Вечная сорока-белобока

Вспомните, как вы в свое время прогоняли комариков, переживали за сороку, варившую кашу для своих деток, противостояли козе рогатой-бородатой. Вспомните и научите пальчиковым играм своего ребенка. Это поможет развить малышу мелкую моторику и развеселит.

Комарики

Дарики, дарики, ай да комарики (большой, указательный и средний пальцы собираем щепоткой)

Вились, вились (вращательные движения руками с собранными щепоткой пальцами)

В носик вцепились (стучим пальчиками по носику)

В щечки вцепились (стучим пальчиками по щекам)

В ушки вцепились (стучим пальчиками по ушкам)

В волоски вцепились (стучим пальчиками по волосам)

В коленки вцепились (стучим пальчиками по коленкам)

– Закусали нас комарики. Давайте их прогоним:

– Кыш-кыш-кыш! (выпрямит руки, пальцы растопырить в стороны)

Улетели комарики! (шевелить всеми пальчиками)

Медведи

Сидели два медведя на тоненьком суку (руки на поясе, раскачиваться в стороны)

Один читал газету (руки в стороны)

Другой молол муку (постучать кулачком одной руки по другому)

Раз ку-ку, два ку-ку, оба шлепнулись в муку! (стучим ладошками по коленкам)

Нос в муке! (пальчик на нос)

Хвост в муке! (показать пальчиком на спину)

Уши в кислом молоке! (взяться пальчиками за ушки)

Шла кукушка

Шла кукушка мимо рынка (средний и указательный пальцы идут по столу, остальные поджаты)

У нее была корзинка (ладони соединить в ковш – корзинка)

А корзинка на пол – бух! (ударяем сомкнутыми ладонями по столу, разъединяя руки)

Полетело десять мух (разводим руки в стороны, шевеля пальцами, как крылышками)