
Дотянуть до последнего
Мама 9-летнего Ильи хватается за голову: сын все дела откладывает на последний момент. Если в будние дни с этим можно как-то смириться, то выходные превращаются в настоящую пытку.
– С утра его заставляю сесть за уроки, но он придумывает тысячу причин, чтобы отложить это дело, – рассказывает мама Ильи, Лариса Новикова. – За книги и тетрадки садится поздним вечером и делает все на скорую руку. В итоге это отражается на учебе. Если бы то же стихотворение начал учить утром, то вечером его нужно было бы только повторить, но он его кое-как выучит ночью, а наутро уже не помнит.
По мнению социального педагога Марины Пановой, дети часто откладывают домашку из-за страха, что на нее придется потратить весь выходной день.
– Попробуйте делать работу с перерывами, – советует она. – Например, по 20 минут, а потом отдых. Научите ребенка концентрироваться. При этом нужно, чтобы он четко понимал, сколько у него есть времени на отдых, а сколько – на работу. Разделите время, отпущенное на домашку, на несколько небольших отрезков. Когда наступает время передохнуть, отвлеките ребенка на пять-десять минут. Устные предметы лучше делать в неформальной обстановке, не за письменным столом, а стихи учить, разгуливая по комнате.
Марина Панова считает, что именно мама и папа, зная особенности своих детей, лучше всего подберут оптимальные отрезки нагрузки и отдыха.
Усадить за списки
Часто с началом учебы в среднем звене у тех, кто вполне хорошо учится, могут возникнуть сложности с объемной домашней работой, которую дают на несколько дней или на неделю.
Мама шестиклассницы Галина Гладкова была возмущена – как ребенок может написать доклад по литературе за один вечер на несколько страниц, когда у нее еще домашняя работа по математике, русскому и английскому? Но потом выяснилось, что этот доклад задали выполнить еще до выходных, чтобы было время сходить в библиотеку, подобрать нужную литературу, аккуратно переписать важные факты. Просто по привычке ученица оставила эту работу на последний вечер перед уроком. В итоге мама до поздней ночи подбирала дочке материал для доклада, чтобы той осталось только переписать его.
– Ребенок часто не может оценить масштаб задания, – поясняет психолог Волгоградского кризисно-конфликтного центра Ирина Лаврова. – Он понимает, что доклад гораздо серьезнее, чем упражнение в учебнике, но ему кажется, что с ним он справится быстро. Поэтому важно научить ребенка оценивать дела по принципу важности и масштаба. Вместе составьте список больших дел и обсудите шаги, которые нужны для их достижения. Например, дочитать книгу до марта, научиться отжиматься 10 раз, выучить песню на английском – все эти задачи не решить за один вечер. Именно такие цели помогают ребенку задуматься о том, как планировать свое время не только на один день или пару недель. Далекие планы позволяют лучше понять, как добиваться по-настоящему больших целей.
Также важно научить ребенка составлять списки дел. При этом самый важный секрет – все дела разделить на четыре группы: «срочные и важные"; «важные, но не срочные»; «срочные, но не важные»; «не срочные и не важные». Выделив самое важное, ребенок будет понимать, без каких дел точно не обойтись.
По 10 минут в течение дня
Подчеркните, что именно и как должно быть выполнено. Иначе ваш ученик потратит три часа на рисование и, устав, будет бойкотировать другие предметы.
– Нужно объяснять, каких именно результатов вы ожидаете от домашней работы, иначе из-за желания сделать все по максимуму на школьные уроки может уйти очень много времени, – отмечает Марина Панова. – Обсудите с ребенком, на какие задания нужно отвести больше времени, а какие можно сделать уже тогда, когда сил будет поменьше. Учите ребенка не только ответственно относиться к своим обязанностям, но и разделять дела по степени важности. Это позволит меньше уставать и не терять результативности.
По словам психолога, чаще всего ребенок отвлекается, если подготовка домашнего задания выпадает на то время, когда все остальные члены семьи отдыхают за просмотром кино. Детям нужна поддержка. Именно родители могут показать, насколько они ценят то, что делает их ребенок.
– Бывает так, что дочка ни в какую не хочет делать уроки в выходной день, – говорит мама пятиклассницы Елена Бардакова. – Заявляет безапелляционно: мол, у меня сегодня отдых. В таких случаях всегда иду на компромисс. Прошу ее отвлечься от отдыха буквально на 10 минут, чтобы просмотреть стихотворение, решить в черновике хотя бы один пример из задачника. Через несколько часов повторяю свою просьбу. Когда она вечером садится за уроки, у нее почти все сделано, остается только повторить и переписать из черновика в тетрадь.
По мнению психолога, родительский пример всегда помогает ребенку. Если вам предстоит трудное дело, начинайте делать его в начале дня. Постепенно вы заметите, что ваш ребенок тоже не оставляет все на последний момент, когда решить внезапно возникшие проблемы нелегко.
DNG