Когда любви слишком много

Когда любви слишком много
Хотите, чтобы, вступив во взрослую жизнь, ребенок мог постоять за себя, добиться поставленных целей? Тогда не создавайте вокруг него "парниковую" среду.

Не игнорируйте самостоятельность

Многие родители активно опекают своего ребенка из лучших побуждений. "Чтобы не совершал моих ошибок", "чтобы не видел ужасов действительности", – примерно так рассуждают они. Но именно этой чрезвычайной заботой оказывают медвежью услугу собственному ребенку.

– В основе гиперопеки лежат преувеличенные страхи за ребенка, – комментирует психолог Волгоградского кризисно-конфликтного центра Ирина Лаврова. – Маме кажется, что его все обижают или что малейшая активность приведет к какой-то трагедии, он заболеет всеми возможными болезнями, если подойдет к окну, упадет из него, если начнет дружить с ребятами, то обязательно с плохими. Но если ребенка не спускать на пол, он никогда не научится ходить. Гиперопекаемый ребенок просто не знает реальности, не знает силы собственных ног и не сможет на них стоять.

Понятно, что когда ребенок рождается, ему необходимо большое количество заботы, но оно сокращается с возрастом пропорционально количеству навыков, приобретаемых ребенком. При нормальном взаимодействии родители счастливы, когда ребенок научается делать что-то сам и снимает с них часть заботы.

– Научился есть сам – хорошо, научился сам ходить в школу – прекрасно, – говорит мама пятерых детей Ольга Ягнова. – Невозможно постоянно заботиться о ребенке, как о младенце. Иначе просто не будет времени на свои интересы, дела. Самостоятельность детей воспринимаю как свое освобождение.

При гиперопеке, напротив, формирующиеся навыки ребенка игнорируются. Вплоть до того, что 9-летнего ребенка может одевать мама, причем ими обоими это воспринимается как норма.

– Если мама кормит ребенка, когда он хочет есть, это забота, – отмечает Ирина Лаврова. – А когда убеждает его в том, что он голоден, и кормит независимо от его желания – это гиперопека. Проявление гиперопеки легко заметить на детской площадке, когда мама по каждому поводу одергивает ребенка, не пускает его на горку, не разрешает залазить на турник, не позволяет бегать. Количество этих беспричинных запретов может быть бесконечным.

Как заметить гиперопеку

Один из ярких признаков гиперопекаемости в поведении ребенка – это отсутствие потребности в общении и расширении социальных контактов. У таких детей очень замкнутый социальный круг. Им как бы не нужны друзья, не нужна компания. С определенного возраста им гораздо комфортнее дома. Бывает и так, что мама активно участвует в социальной жизни вместе с ребенком.

Второй признак – несамостоятельность. «Если родителю в детском саду, например, говорят, что ребенку не хватает самостоятельности, лучше прислушаться, а не воспринимать это как нападение, – говорит психолог. – Чем раньше родители окажутся в состоянии распознать признаки гиперопеки в своем ребенке и проявить готовность к коррекции собственного поведения в отношении него, тем выше шансы на успех. А успех в данном случае – ребенок, способный справляться с трудностями, выстраивать отношения с другими людьми, знающий свои возможности и готовый эти возможности реализовывать".

Научите просить о помощи

По словам Ирины Лавровой, родителю нужно научить ребенка одной главной вещи: самому определять, когда и какая помощь ему нужна, и эту помощь просить. Либо отказываться от помощи, когда она не требуется.

Например, когда ребенок начинает ходить в школу, ему необходимо, чтобы во время выполнения домашнего задания родитель просто сидел рядом, не помогая и не подсказывая. На этом этапе маме очень важно сказать ребенку: «Если я тебе не нужна, ты можешь меня отпустить, но позвать снова при необходимости».

– Желательно, чтобы так происходило не только с учебой, но и с другими жизненными задачами, – говорит психолог. – Ребенку нужно знать, что он может прийти со своей проблемой к родителям и взрослые возьмутся ему помогать. В результате у мамы с папой отпадает необходимость все время следить за ребенком, потому что они могут быть уверены: при необходимости он придет и попросит помощи.

В то же время и ребенок чувствует себя спокойно: он знает, что мама есть, ему не нужно постоянно проверять, где она, и вместе с тем у него есть свобода для экспериментов. А свобода дает ответственность. Ребенок понимает: то, что он делает – делает он сам. В том числе сам просит помощи. Это очень быстро формирует чувство ответственности за свою жизнь.

–Как бы кощунственно это ни звучало, мамы не должны жить ради своих детей, – заключает Ирина Лаврова. – Они должны жить ради себя. Дети – очень важная часть нашей жизни. Но если в жизни матери есть только ребенок, это крайне вредно для обоих. Не стоит ради ребенка хоронить карьеру, отказывать себе в возможности проводить время вдвоем с мужем, читать книги, посещать культурные мероприятия – нужно жить своей жизнью. Дети таких матерей вырастают гораздо более здоровыми, дееспособными и в значительной степени больше любящими мать.