Перо и бумагу!

Перо и бумагу!
Зиму называют самым сказочным временем года. А, значит, самое время почувствовать себя Пушкиным, Андерсеном, Бажовым

Какой бы волшебной и доброй ни была сказка, это все равно рассказ – только герои и события в нем особенные. А, значит, начинать надо с выбора темы и строить повествование по схеме, где есть экспозиция, завязка и развитие действия, а также кульминация и сам финал. Но эти скучные подробности должны знать только вы, взрослые, для которых сказка – возможность донести какую-то мысль до своего малыша. Для ребенка же все должно быть забавно и увлекательно, ведь для него это – игра.

Вот увидели снежинку за окном – пусть с нее и начнется ваша сказка. Подумайте, какая она – веселая или зануда, приветливая или злюка и т. д. Почему она отправилась в путешествие: улетела из дома и теперь за нее переживают родители или просто настала пора? А, может, у нее какая-то важная миссия? Допустим, падая на землю, ваша героиня подружилась с другими снежинками. Они мило болтали о чем-то, наблюдали за тем, что происходит вокруг и на земле. Опишите эти разговоры и увиденные ими картинки. Пусть вмешается в развитие событий ветер, порыв которого разлучит подружек. Представьте движения вашей снежинки в воздухе в виде какого-нибудь танца. Возможно, она засмотрелась на ребенка, идущего по улице, и тоже выделывающего какие-то па. А затем приземлилась за окном его комнаты и стала частью морозного узора на стекле…

Но можете отталкиваться и от любимых сказок вашего сына, дочки или брать хорошо известные – «Теремок», «Колобок», «Три поросенка», «Про сестрицу Аленушку и братца Иванушку» и др. – и наполнять повествование новыми героями, придумывать какие-то повороты сюжета с интересными встречами и поучительным испытаниями.

В общем, фантазируйте. Главное – добрый конец. И, конечно, не забудьте придумать название для своей сказки и каждого героя. А еще – делайте свои иллюстрированные книжки-малышки, чтобы всегда можно было снова вернуться к сочиненной вами сказке. И неважно, что из ребенка не вырастет писатель. Зато он научится излагать мысли, что станет большим подспорьем на тех же уроках литературы, истории, географии и др.

СОВЕТ СПЕЦИАЛИСТА

Екатерина Баннова, психолог:

- Сказки любит каждая девочка и каждый мальчик. Когда родители вместе с детьми придумывают их продолжение или наполняют новыми подробностями уже известное содержание, то тем самым развивают у ребенка воображение, речевые навыки, обогащают словарный запас. А главное – формируют более доверительные отношения в семье. Если ребенок в присутствии мамы и папы не стесняется фантазировать, придумывать, мечтать, значит, он доверяет им.

Но можно не просто вместе сочинять. А также найти игрушку, которая была бы одним из героев прочитанной сказки, и попросить малыша рассказать свою версию от лица этого персонажа. Тем самым тренируется память ребенка, развиваются навыки общения, а также через призму рассказа, историю игрушки можно уловить, что его волнует, что происходит в жизни малыша в детском саду или школе, какие проблемы он испытывает, есть ли конфликтная ситуация. Немаловажно, чтобы игрушка справилась с проблемой. Тогда мальчик или девочка будут уверены, что и им все по силам. Но главное – если ребенок может поделиться наболевшим с родителями, будучи совсем маленьким, то и в дальнейшем, в том числе и трудном подростковом возрасте, он пойдет со своими проблемами не на улицу, а к маме с папой. Ну а взрослые, обладая жизненным опытом и мудростью, подскажут, как со всем справиться. И начинать идти к таким доверительным отношениям надо с самого раннего возраста.

DNG